Технологии и методы обучения экономике, менеджменту, маркетингу в учреждениях среднего профессионального образования
№ п/п | Технология / метод | Дисциплина (экономика / менеджмент / маркетинг) | Обоснование выбора технологии / метода для дисциплины (осущест-вляется с указанием параметров, по которым выбор осуществлялся) |
1. | |||
2. | |||
… |
► Задание 28. Используя представленную ранее информацию и со-временную методическую литературу, а также опираясь на знания, полученные в ходе изучения курса «Общая и профессиональная педа-гогика», выберите приемы и приведите примеры использования при-емов педагогической техники для управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на занятиях по экономике, менед-жменту, маркетингу (дисциплина и тема на выбор).
► Задания 29–33. Используя выполненные задания 22–28, разра-ботайте обобщенную модель деятельности педагога и обучающих-ся по плану:
1. Выберите тему одного раздела экономики, менеджмента, марке-тинга, ознакомьтесь с ее содержанием.
2. Постройте граф логики учебного материала по теме.
3. Выберите принципы и приемы педагогической техники для про-ведения занятия по теме.
4. Выберите метод / технологию обучения в соответствии с целя-ми и задачами.
5. Разработайте модель мыслительной деятельности педагога и обучающихся на основе выбранного метода/технологии обучения. Заполните табл. 16. Приготовьтесь презентовать модель мысли-тельной деятельности педагога и обучающихся в группе.
Таблица 16
Модель мыслительной деятельности преподавателя и обучающихся по экономике, менеджменту, маркетингу
Граф логики изложения учеб-ного материала | Деятельность | Принципы и приемы педагоги-ческой техники | |
преподава-теля | обучаю-щихся | ||
► Задание 34. Опираясь на знания, полученные в ходе изучения курса «Общая и профессиональная педагогика», а также исполь-зуя современную методическую литературу, заполните табл. 17 «Дидактические средства, используемые при подготовке рабочих (специалистов) в учреждениях среднего профессионального образо-вания».
Таблица 17
Дидактические средства, используемые при подготовке рабочих
(специалистов) в учреждениях начального и среднего профессионального образования
№ п/п | Дидактическое средство | Характеристика (дается с позиций инновационности средства и соответствия его требованиям ФГОС) |
1. | ||
… |
► Задание 35. Опираясь на выполненное задание 34, выберите из всех средств те, которые наиболее эффективны при обучении эко-номике, менеджменту, маркетингу (дисциплина на выбор). Выбор обоснуйте. Заполните табл. 18.
Таблица 18
Средства обучения экономике, менеджменту, маркетингу в учреждениях начального и среднего профессионального
Образования
№ п/п | Средство обучения | Дисциплина (эко-номика / менед- жмент / маркетинг) | Обоснование выбора сред- ства для дисциплины с указа-нием параметров, по которым выбор осуществлялся |
1. | |||
… |
► Задание 36. Опираясь на материал, представленный в инфор-мационном блоке далее, разработайте опорный конспект по любой теме (на выбор) из экономики, менеджмента, маркетинга:
– проведите отбор учебного материала (рекомендуется использо-вать выполненные задания 22–24);
– выстройте содержание материала через граф логики;
– выделите опорные и новые понятия, определения, связи между
понятиями;
– произведите кодирование учебного материала через выделение аббревиатуры, мнемонических приемов, опорных сигналов.
☺ Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познава- тельной деятельности учащихся.
Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материла и подает его в целостной форме, в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.
Опора – ориентировочная основа действий, способ внеш- ней организации внутренней мыслительной деятельности уча- щегося.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение. Сле- довательно, опорный конспект является системой опорных сиг- налов, представляющей собой наглядную конструкцию, заме-щающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
При составлении опорных конспектов учебная информа- ция кодируется и виде смысловых, наглядных, словесных опор, способствующих формированию понятий и быстрому их запо- минанию. С этой целью в опорный конспект для представления
информации вводятся различные схемы (блок-схемы, прин-ципиальные схемы и т.д.), диаграммы (временные, векторные, потенциальные), графики, мнемонические приемы (аббревиа-туры, логические цепочки, символы, жизненные ассоциации). При составлении опорных конспектов происходит сжатие ин-формации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника. Установить неизменную пропорцию этого сжатия информации, конечно, нельзя даже в рамках одной и той же дисциплины, так как она меняется от темы к теме. К тому же материал некоторых пред-метов вообще трудно поддается сжатию.
При разработке опорного конспекта выделяют следующие этапы:
1) отбор учебной информации;
2) построение содержания через граф логики;
3) выделение опорных и новых понятий, определений, фор-мул;
4) кодирование учебной информации через выделение аб-бревиатур, мнемонических приемов, опорных сигналов;
5) кодирование информации в цвете.
(Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. –
М.: Академия, 2008.)
► Задание 37. Опираясь на материал, представленный в инфор-мационном блоке далее и используя выполненные задания 22–24, сконструируйте листы рабочей тетради по выбранной теме из экономики, менеджмента, маркетинга.
☺ Листы рабочей тетради. Одним из предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время признание у преподавателей и учащихся, являются рабочие тетради, пред-ставляющие собой материал с информационными пробелами. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знако- вая система представления информации. Различие заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отража-ется в определенной логике, а в рабочих тетрадях специально конструируется.
Листы рабочей тетради являются одним из средств управ- ления мыслительной деятельностью и включают специальные типы заданий, упражнений.
Выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь про-цесс мышления на отдельные операции и выстраивают четкий алгоритм действий.
Рабочая тетрадь конструируется таким образом, чтобы в ней отражались основные виды деятельности учащихся по форми-рованию знаний, умений и навыков.
Структура рабочей тетради отражает мыслительную дея-тельность преподавателя и учащегося но выполнению задания, выстроенную в логике познавательной деятельности учащего-ся.
В качестве операций, которые необходимо выполнить уча-щимся, используются: включение в определение пропущенных ключевых слов; запись формулы с определенными компонен-тами; алгоритмы выполнения каких-либо операций; основы графиков для построения характеристик и диаграмм; таблицы, которые необходимо последовательно заполнить; определение элементов конструкций.
(Эрганова Н.E. Методика профессионального обучения. –
М.: Академия, 2008.)