Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­
кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион­
ные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной
деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих
условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного
решения двигательной задачи считается хорошим показателем
координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных за­
даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­
даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­
ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­
ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­
гательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным
характеристикам техники (динамическим, временным, простран­
ственным);


Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru

\


          ■■—>
  '"■■---. ..3 \_    
      Аи  
    i и    

In 20 m-

4m

5m



Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru



Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru

1-я линия

9h

t3>

2-я линия



Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru


Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Ряс. 16. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развитии координационных способностей

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном от­
ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­
бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают,
например, по показателям целевой точности — количеству попа­
даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­
метов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16: 1) бег «змей­кой» (/, 2)\ 2) челночный бег 3*10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, б, 7).

Глава 8. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями
по государственным программам в образовательных учреждени­
ях, где физическая культура является обязательным предметом
(школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами,
с направленностью на совершенствование занимающихся в из­
бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимаюшимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Официальные соревнования

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Отборочные соревнования

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные прикидки

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных (аэробика, шейпинг, бег трусцой, атлетическая

гимнастика, калланетика, оздоровительная ходьба и др.)

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Занятия физическими упражнениями в рамках расширенного активного отдыха (активные перемены в школе, туристи­ческие походы, подвижные игры и др.)

С о

Утренняя гимнастика

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Вводная гимнастика

Q.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Физкультпауза

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Физкультминутка

Микропаузы активного отдыха и т.п.

О

Си

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru о

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Уроки физической культуры в школе,

лицее, колледже, техникуме,

ПТУ, вузе и т.п.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Спортивно-тренировочные занятия

в секциях, спортивных клубах, ДЮСШ

и т.п.

J

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru 144

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­
тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­
мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­
нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не
решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­
жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер­
жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-
кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы
занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­
вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-
но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе
определяются победитель, место, физическая или техническая под­
готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­
ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­
рольные прикидки или соревнования и др.).

8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями

8.2.1. Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организа­ции занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленностиразличают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-приклад-

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей - student2.ru ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных
групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­
кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра- ■'
зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­
грузки на организм. я

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой
занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к
соревнованиям. ,

Методика-практические занятия проводятся в основном в сред- '
них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­
правленность — операциональное овладение методами и способа­
ми физкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб- ■
ных, профессиональных, жизненных целей личности. J

По признаку решаемых задачразличают следующие типы уро­ков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­
рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая
«моторная* плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня
подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­
ний, умений и навыков ит.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­
ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­
зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­
ности занимающихся и др.

По признаку вида спортаразличают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Наши рекомендации