Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка
кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион
ные способности;
2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной
деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих
условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного
решения двигательной задачи считается хорошим показателем
координационных возможностей;
3) координационная сложность выполняемых двигательных за
даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за
даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет
ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту
ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви
гательном опыте человека;
4) точность выполнения двигательных действий по основным
характеристикам техники (динамическим, временным, простран
ственным);
\
■■—> | |||||
'"■■---. | ..3 | \_ | |||
4м | Аи | ||||
i | и |
In 20 m-
4m
I«
5m
1-я линия
9h
t3>
2-я линия
Ряс. 16. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развитии координационных способностей
5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
6) стабильность выполнения сложного в координационном от
ношении двигательного задания (по конечному результату и ста
бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают,
например, по показателям целевой точности — количеству попа
даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред
метов в мишень и т.п.
Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16: 1) бег «змейкой» (/, 2)\ 2) челночный бег 3*10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, б, 7).
Глава 8. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании
Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).
Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями
по государственным программам в образовательных учреждени
ях, где физическая культура является обязательным предметом
(школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами,
с направленностью на совершенствование занимающихся в из
бранном виде спорта.
Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимаюшимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
Официальные соревнования
Отборочные соревнования
Контрольные прикидки
Самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных (аэробика, шейпинг, бег трусцой, атлетическая
гимнастика, калланетика, оздоровительная ходьба и др.)
Занятия физическими упражнениями в рамках расширенного активного отдыха (активные перемены в школе, туристические походы, подвижные игры и др.)
С о
Утренняя гимнастика
Вводная гимнастика
Q.
Физкультпауза
Физкультминутка
Микропаузы активного отдыха и т.п.
О
Си
о
Уроки физической культуры в школе,
лицее, колледже, техникуме,
ПТУ, вузе и т.п.
Спортивно-тренировочные занятия
в секциях, спортивных клубах, ДЮСШ
и т.п.
J
144
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас
тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе
мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя
нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не
решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол
жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер
жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-
кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы
занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро
вительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-
но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе
определяются победитель, место, физическая или техническая под
готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова
ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт
рольные прикидки или соревнования и др.).
8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями
8.2.1. Урочные формы занятий
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
По признаку основной направленностиразличают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-приклад-
ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
Уроки ОФП используются практически для всех возрастных
групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес
кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра- ■'
зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на
грузки на организм. я
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой
занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к
соревнованиям. ,
Методика-практические занятия проводятся в основном в сред- '
них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на
правленность — операциональное овладение методами и способа
ми физкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб- ■
ных, профессиональных, жизненных целей личности. J
По признаку решаемых задачразличают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны ши
рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая
«моторная* плотность;
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки предназначены для определения уровня
подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна
ний, умений и навыков ит.п.;
4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест
ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи
зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен
ности занимающихся и др.
По признаку вида спортаразличают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.