Аннотация лекционного курса дисциплины
Раздел (тема) дисциплины | Тема и краткое содержание лекционного занятия | Трудо-емкостьчас./ЗЕ |
Раздел 1. Методика обучения изобразительной деятельности | Лекция 1. Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности. Общедидактические методы, предложенные И.Я. Лернером при обучении содержанию изобразительной деятельности (информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения). Методы, традиционно выделяемые по источнику знаний. Наглядные, словесные, игровые методы обучения изобразительной деятельности. Обследование как метод и задача обучения изобразительной деятельности. Содержание трех этапов обследования (целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-либо выразительный признак, аналитическое восприятие предмета, эмоциональное восприятие предмета, объединяющее представление в целостный образ). Последовательность использования аналитического способа обследования. Специфика обследования предметов в младшей, средней, старшей и подготовительной группе. Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности. Специфика обследования предметов круглой, овальной формы с рельефными особенностями, предметов сложной формы в лепке. Зависимость обследования от способа изображения (с натуры, по представлению). Наблюдение. Требования к наблюдению. Рассматривание картин и книжных иллюстраций. Образец. Беседа. Пояснение. Совет. Напоминание. Поощрение | 2 ч. |
Лекция 2. Тема 1.7. Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей. Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения. Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действий. Занятия творческие. Виды занятий по изобразительной деятельности. Виды занятий, дифференцируемые по содержанию изображения. Предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) занятие. Виды занятий, дифференцируемые по методу (способу) изображения. Рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры. Виды занятий по характеру выбора темы. Занятия на предложенную тему. Занятия на свободную тему с ограниченной тематикой. Занятия на свободную тему (по замыслу). Виды занятий по источнику тем замыслов. Занятия на литературные темы, на музыкальные темы; на темы окружающей действительности. | 2 ч. | |
Раздел 2. Методика обучения конструированию | Лекция 3. Тема 2.4. Методика обучения конструированию детей с нарушением интеллектуального развития Методика обучения конструированию на первом году обучения. Методика обучения конструированию на первом году обучения. Методика обучения конструированию на втором году обучения. Методика обучения конструированию на третьем году обучения. Методика обучения конструированию на четвертом году обучения. | 1 ч. |
Лекция 4. Тема 2.5. Методика обучения конструированию детей с нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, функций опорно-двигательного аппарата) Технология обучения конструированию детей с нарушениями зрения Л.А. Ремезовой, этапы работы с детьми. Требования к дидактическому материалу. Своеобразие содержания и методики проведения занятий с детьми с нарушениями зрения на первом, втором, третьем и четвертом году обучения. Технология обучения конструированию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Мамайчук И.И. Этапы обучения конструированию. Программное содержание занятий каждого этапа. Приемы и методы руководства деятельностью детей на каждом этапе. Тематика и содержание занятий каждого этапа. Методические требования к занятиям на каждом этапе обучения. | 2 ч. | |
Раздел 3. Методика обучения труду | Лекция 5. Тема 3.3 Задачи и коррекционные возможности трудового воспитания детей дошкольного возраста с проблемами развития Задачи, решаемые с помощью педагогической технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи (по В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимовой, М.В. Крулехт): приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых; формирование системы общетрудовых и специальных трудовых умений для осуществления целостного трудового процесса; освоение позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Воспитание потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду, овладение элементарной культурой труда, ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду (по Л.А. Головчиц). Воспитание навыков самообслуживания и самостоятельности, привитие трудовых навыков и умений, ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему, развитие речи в связи с трудовым воспитанием дошкольников с нарушениями слуха (по Н.И. Беловой). Знакомство с трудом взрослых, формирование трудовой деятельности самих детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (формирование навыков самообслуживания, навыков хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в природе) (по А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой). Овладение знаниями о труде взрослых (по И.В. Ремейкайте), роль мотивов поведения в трудовой деятельности слепых детей дошкольного возраста (по Л.И. Солнцевой). | 1 ч. |
Лекция 6. Тема 3.4. Методы и приемы обучения трудовой деятельности детей с проблемами развития Методы обогащения, систематизации представлений детей о труде: наблюдение за трудом взрослого, итоговая (заключительная) беседа, обобщающая беседа, метод демонстрации моделей и моделирование, рассматривание иллюстраций о труде человека, чтение художественной литературы о труде взрослых, дидактически-модельные игры о труде, загадывание загадок, использование пословиц и поговорок. Методы формирования трудового опыта детей: показ трудового процесса взрослым, дидактический показ, упражнение детей в выполнении трудовых процессов, оценка труда ребенка, пояснения, указание, объяснения, беседы перед трудовой деятельностью с детьми, проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации. | 1 ч. | |
Лекция 7. Тема 3.5. Формы организации обучения трудовой деятельности Характеристика и требования к организации совместного труда взрослого и ребенка. Определение виды требования к организации трудовых поручений. Определение дежурств, виды дежурств детей, предусмотренные программами, мотивационная и практическая готовность ребенка к выполнению обязанностей дежурного, этапы руководства дежурствами (подготовительный, этап введения дежурства как формы организации детского труда, этап развития самостоятельности детей в дежурстве). Общий и совместный труд детей. Методика организации совместного труда детей. Педагогическая диагностика совместного труда группы детей. Занятие по трудовому обучению как основная организационная форма трудового воспитания. Задачи первой части занятия: воспроизведение знаний детей о конкретном трудовом процессе и обучение его выполнению. Структурные компоненты первой части занятия: игровая проблемная ситуация, постановка цели в созданной проблемной ситуации, подготовка к работе и организация рабочего места, показ основного этапа трудового процесса взрослым, оценка итогового результата труда. Задача второй части занятия: перенос знаний в умения. Структурные компоненты второй части занятия: организации рабочего места, выполнение самого трудового процесса, уборка рабочего места, оценка качества результатов труда, соответствие их цели, возможности использования по назначению. | 1 ч. | |
Итого: | 10 ч. |
Содержание семинарских и практических занятий