Вальдорфская педагогика - педагогика наших праотцов
В нашем современном и быстром мире мы хотим развивать детей по передовым технологиям, современным и прогрессивным методикам, мы ищем самое лучшее для наших детей. А что же это, самое лучшее? Самое лучшее для нас самих или для наших детей?
Хотелось бы остановиться подробнее на Вальдорфской педагогике, которую смело можно назвать старославянской педагогикой наших праотцов, так как она очень тесно переплетается с ведической культурой - культурой наших предков. Эта педагогика направлена как на ребенка, так и на родителей.
Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер (1861-1925г), он же является создателем антропософии, науке о мудрой сущности человека (от греческого аntrороs - "человек", sophia - "мудрость"). Первая Вальдорфская школа была создана в 1919 году. Рудольф Штайнер всю свою жизнь посвятил науке о развитии человека, об исследовании мира, души, издавал многочисленные труды, в которых можно подробно узнать о развитии человека, о гармоничной педагогике и т.д. Некоторые из его трудов, которые можно свободно скачать в интернете: «Истина и наука», «Теософия», «Общее учение о человеке», «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» и другие.
В первую очередь Вальдорфская педагогика базируется на народных обычаях и праздниках, легендах и хороводах, в основе ее лежит такой жизненный принцип: ребенок - это свободная и полноценная личность, в окружении которой должна находиться здоровая атмосфера бытия. Родители же должны правильно направлять развитие этой личности без применения излишнего насилия. Все песни на ночь, старые русские народные сказки, рукоделие, вышивание, работа с воском и другие прикладные искусства - все это можно отнести к этой педагогике.
Сейчас все более популярно становится занятия йогой, открываются тайны ведической науки, все больше людей приобщаются к здоровому и осмысленному образу жизни и эта педагогика Штайнера - это та же наука, осмысленная, основанная на славянских постулатах. Не компьютер, не техническое развитие заложено в ней, а душевное развитие и познание жизни.
Человеку очень важно найти себя в этом мире, осознать, зачем он живет, зачем он вообще рождается и умирает, зачем приходит в этот мир. Это действительно большая проблема, ведь большинство из нас, доживая до 30 - 40, а может и 100 лет, так и не понимают, в чем наша цель, наше жизненное предназначение, а счастливы ли мы вообще. Это больше всего и привлекает в этой педагогике - она основывается на осознанном прохождении жизненного пути, на осмысленном выборе своего места «под солнцем».
Почему же важна Вальдорфская педагогика для настоящего времени и поколения? Мы живем в информационном мире - все быстро, точно, без эмоций и лишних слов - этому же подрастающее поколение учится у нас. И так, если заглянуть в будущее, то через несколько поколений люди будут превращаться в роботов. Нужно немедленно остановить или хотя бы повлиять на этот процесс. Вальдорфская педагогика и является одной из помощниц во избежание большого мирового зомбирования и очерствения людей, она важна как для детей так и для взрослых. Дети уже с рождения овладевают техническими средствами - телефонами, компьютерами. Это все хорошо - маленький гений с рождения, однако психика у ребенка должна развиваться поэтапно, плавно. Не с изучении энциклопедий, компьютеров надо начинать развивать ребенка, а с познанием простых природных законов и истин, то есть растить ребенка на свежем воздухе, соблюдать ритм и режим дня, давать свободу фантазии, читать и рассказывать сказки, окружить теплом, заботой и лаской.
Познавая Вальдорфскую педагогику, вы начнете иначе относиться к жизни, в первую очередь менять свое сознание, ведь эта педагогика прежде всего опирается на родителей, ведь только мы -родители ответственны за наших детей. Дети - это наше зеркало.
Так давайте начнем воспитание ребенка с воспитания самого себя!
Теперь немного углубимся в суть и быт этой необычной педагогики. В основе построении процесса обучения детей лежит ритм дня, а сами занятия построены на вдохе и выдохе.
Вдох - это активное включения мозговой деятельности, концентрация внимания у детей, максимум собранности. Выдох - это, как правило, свободная игра, свобода мысли и фантазии, полное расслабление тех мозговых центров, что были задействованы при вдохе. Другими словами, это чередования активности левого и правого полушарий. Таким образом, ребенок в процессе обучения в саду или в школе не утомляется, не перегружает свою психику, остается здоровым и веселым ребенком, а впоследствии уверенным и целеустремленным человеком, способным трезво рассуждать и мыслить. Вот как раз в таких людях и нуждается наше общество.
А теперь попробуем прожить и подробнее представить, что происходит в стенах Вальдорфских образовательных учреждениях. Начнем с Вальдорфского садика.
В первую очередь сама атмосфера в группе впечатляет, все игрушки, столы, стулья для детей сделаны из натуральных материалов: дерево, воск и шерсть. Обычный день. Родители приводят детей в сад с улыбкой и хорошим настроением, с таким же настроем встречает детей два воспитателя (один - основной, второй - помощник). Дети постепенно сходятся, и тогда начинается утренний вдох. Воспитатели в тесном кругу с детьми начинают ритмично-музыкальные игры, водят хороводы, изучают природные явления. Каждый из детей делится своими приключениями и новостями. Далее все под звонкую песню воспитателей идут мыть руки и начинается завтрак, а точнее утренняя трапеза. Дети помогают воспитателям накрыть на стол, после вкусного подкрепления дети убирают за собой сами. Далее начинается любимое занятия для детей - творчество, оно постоянно чередуется : рисование мелками, красками, лепка из теста или глины. А потом всеми любимое свободное время - игра, однако для детей и тут есть большой выбор для занятий - девочки играют в домике с куклами, мальчишки строят дома и корабли из бревен, а некоторые дети присоединяются к воспитателям и шьют себе игрушки. И далее вдох- совместная дружная уборка и общая игра в кружке, после которой детки идут гулять улицу или в поход, после улицы обед и сон. Он обязательно сопровождается сказкой, под которую все дружно засыпают, чтоб проснуться и в счастье и радости ожидать родителей. Вот так! Впечатляет? И меня тоже необыкновенно радует атмосфера в этих заведениях - дети здесь дружные и отзывчивые со своими убеждениями, в чем большая заслуга родителей и воспитателей.
Главное, что получают дети в Вальдорфских дошкольных заведениях - это уважение и любовь, они учатся контролировать себя, помогать другим, физически развиваются и развивают свое внутреннее «я», получают первые навыки самоорганизации и социализации для последующего школьного обучения и жизни.
Вальдорфская школы и сады, как правило, находятся в одном здании. И конечно же большинство родителей после таких садов сдают своих детей именно в Вальдорфские школы. Что же необычного мы можем увидеть в таких школах. Во – первых, здесь исключено оценивание ребенка. Обучение проходит без оценок, то есть ребенок может сравнивать себя только с самим собой, со своим личным развитием и усовершенствованием. Нет отличников и двоечников, а соответственно убирается лишний повод для споров, зависти и разногласий. Учитель, прежде всего, является другом и наставником. Каждый класс имеет одного учителя не только в младших классах, а и на протяжении 6-8 лет. Учитель ежедневно преподает, некоторые уроки с особой специализацией только сопровождает. Таким образом, учитель, сопровождая ребенка от и до может помочь раскрыть все его способности и таланты, помочь преодолеть определенные трудности в учебе и жизни.
А теперь коснемся структуры дня в Вальдорфской школе. Два часа каждого дня посвящены совместному началу учебного дня. Основной урок разделен на три большие части, связанные друг с другом. Начальная часть посвящена ритмично-подвижным музыкальным играм и упражнениям. Это пение, игра на флейте, рецитирование стихов, проигрывание театральных сценок. Вторая рабочая часть посвящена раскрытию определенной темы или материала, который дети прорабатывает в течении месяца, таким образом ребенок может постепенно освоить и полностью погрузиться в изучаемый материал, пережить и понять его смысл. В таких школах нет уроков - здесь есть различные эпохи : эпоха математики, физики, химии, биологии и т.д.(так называемое «преподавание по эпохам»).Основной урок заканчивается третьей повествовательной частью, во время которой ребенок может погрузиться в мир внутренних собственных образов. Обучение происходит, согласно ритмам. Ритмизируются дни, недели, месяцы.
С таким необычным образованием выпускники Вальдорфских школ осознано выбирают свою специальность и будущую профессию, они морально подготовлены к экзаменам, поэтому большой проблемы для таких детей не составляет самоорганизоваться, подготовиться и сдать все необходимые экзамены.
Если рассмотреть в общем Вальдорфскую систему обучения, можно отметить, что она воспитывает будущее здоровое поколение, свободное от привычных повседневных рамок и суждений, людей, которые смогут думать и развиваться, опираться на свои личные точки зрения, обладать большой силой воли и разумом, наполнять радостью и теплом весь мир вокруг себя.
Очень радует, что в Украине Вальдорфо-штайнеровская педагогика развивается. Существует в Украине Вальдорфские школы и сады. Однако, если вы решили записать вашего ребенка в такое учреждение - придется немного поработать над собой, выстоять очередь, пройти семинары, тестирования и собеседования - попасть в такие школы и сады не так уж и просто.
Если вы хотите, чтобы ребенок нашел свое место в жизни, развивался и рос уверенной в себе личностью, тогда желаю вам окунуться в мир древнеславянской педагогики - Вальдорфской.
Однако даже необязательно попадать именно в Вальдорфский сад и школы, так как это достаточно сложный процесс. Существует множество «околовальдорфских садов», где множество элементов взято из этой педагогики, так детки в таких учреждениях занимаются рукоделием, поют песни, изучают сказки, пекут сами булочки, устраивают вместе с родителями праздники и представления. Детки с удовольствием ходят в такие сады и школы, здесь вы не встретите слез при расставаниях, крики воспитателей и учителей. Здесь все: родители, дети, воспитатели и учителя - единомышленники, у всех одна цель - это последовательное развитие себя и детей.
Ниже перечислены учреждения Вальдофского направления.
В Киеве существуют две вальдорфские школы:
“София” и “Михаил”.
г. Киев, школа-сад “София” д/с №361 на Левом берегу,
ул. Тампере, 17
тел: 292-41-91
В детский сад принимаются дети от 3,5 до 6-7 лет. Группа из 25 человек. Школа с 6,5 – 7 лет, классы на 32 человека.
г. Киев, школа-сад “Золотая сказка”,(Теремки-2), д/с №196
ул. Крейсера Авроры, 13
тел: 250-78-73, 250-21-70.
В детский сад принимаются дети от 3 до 6 -7 лет. Группа из 18 человек.
г. Харьков, учебно-воспитательный центр “Школа свободного развития”,
ул. Сомовская, 20,
тел: 38-43-83, 32-70-38.
г. Одесса, педагогическое общество “Ступени”,
ул. Ильфа и Петрова, 31а,
тел: 47-05-42
г. Днепропетровск, педагогическое общество “Свободное развитие ребенка”,
пр. Кирова, 133,
тел: 93-40-35.
г. Кривой Рог, общеобразовательная школа №108,
ул. Косиора, 115,
тел: 71-21-46
Удачи в развитии Себя и Своих Детей!
Для статьи были использованы выдержки из книги «Лейтмотивы Вальдорфской педагогики». Райнер Платцлафф, Тельзе Кальдер и др.