Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование — завершающая ступень об­щего образования, призванная обеспечить функциональную грамот­ность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их обще­ственному и гражданскому самоопределению. Эти функции предоп­ределяют направленность целей на формирование социально грамот­ной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возмож­ности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориенти­рованной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающих­ся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структу­ре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающих­ся, создавать условия для образования старшеклассников в соответ­ствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно рас­ширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуаль­ной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

— создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образова­тельных программ;

— обеспечить углубленное изучение отдельных учебных пред­метов;

— установить равный доступ к полноценному образованию раз­ным категориям обучающихся, расширить возможности их со­циализации;

— обеспечить преемственность между общим и профессиональ­ным образованием.

Принципы построения федерального базисного учебного пла­на для 9-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандар­та общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установлен­ные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при опреде­ленных условиях и каждый обучающийся вправе формировать соб­ственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широ­кие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных и элективных учебных пред­метов, которые в совокупности и составят его индивидуальную об­разовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы — учебные пред­меты федерального компонента, направленные на завершение обще­образовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минималь­ный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая куль­тура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, опреде­ляющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учеб­ными предметами в естественно-научном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» —- в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. — в соци­ально-экономическом профиле и т.д.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента фе­дерального базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент для 10—11 классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные предметы — обязательные учебные пред­меты по выбору обучающихся из компонента образовательного уч­реждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учеб­ные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 ча­сов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

Составление учебного плана завершается формированием ком­понента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). Часы, отведенные на компонент образователь­ного учреждения, используются для преподавания учебных предме­тов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

базисный учебный план для среднего (полного) общего образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Обязательные учебные предметы на базовом уровне
Учебные предметы Количество часов за два года обучения (*)
Базовый уровень  
Русский язык 70 ( 1 /1 )  
Литература 210(3/3)  
Иностранный язык 210(3/3)  
Математика 280 (4/4 )  
История 140(2/2)  
Обществознание (включая экономику и право) 140(2/2)  
Естествознание 210(3/3)  
Физическая культура 140(2/2)  
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
Учебные предметы Количество часов за два года обучения (*)
Базовый уровень Профильный уровень
Русский язык 210(3/3)
Литература 350 ( 5 / 5)
Иностранный язык 420 ( 6/6 )
Математика 420 (6 / 6)
История 280 (4 / 4 )
Физическая культура 280 (4 / 4)
Обществознание (**) 70(1/1) 210(3/3)
Экономика 35(0,5/0,5) 140(2/2)
Право 35(0,5/0,5) 140(2/2)
География 70(1/1) 210(3/3)
Физика 140(2/2) 350(5/5)
Химия 70(1/1) 210(3/3)
Биология 70(1/1) 210(3/3)
Информатика и ИКТ 70 ( 1 /1 ) 280 (4 / 4 )
Искусство (МХК) 70(1/1) 210(3/3)
Технология 70 ( 1 /1 ) 280 ( 4 / 4)
ОБЖ 35(1/ — ) 140(2/2)
ВСЕГО: не более 2100( не более 30 / не более 30 )
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ
ВСЕГО:. 140(2/2)
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВСЕГО: не менее 280( не менее 4 / не менее 4 ) '
ИТОГО: до 2520 ( 36 / 36 )
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520( 36 / 36 )
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: 2450( 35 / 35)

Рассмотрим варианты учебных планов отдельных профилей, которые являются примерными и имеют рекомендательный харак­тер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного исполь­зования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учеб­ных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

Примерный учебный план для физико-математического профиля

Наши рекомендации