Среднее (полное) общее образование
Среднее (полное) общее образование — завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
— создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
— обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
— установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
— обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для 9-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» —- в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Региональный (национально-региональный) компонент для 10—11 классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.
Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ | Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |
Учебные предметы | Количество часов за два года обучения (*) | |
Базовый уровень | ||
Русский язык | 70 ( 1 /1 ) | |
Литература | 210(3/3) | |
Иностранный язык | 210(3/3) | |
Математика | 280 (4/4 ) | |
История | 140(2/2) | |
Обществознание (включая экономику и право) | 140(2/2) | |
Естествознание | 210(3/3) | |
Физическая культура | 140(2/2) | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | |
Учебные предметы | Количество часов за два года обучения (*) | |
Базовый уровень Профильный уровень | ||
Русский язык | 210(3/3) | |
Литература | 350 ( 5 / 5) | |
Иностранный язык | 420 ( 6/6 ) | |
Математика | 420 (6 / 6) | |
История | 280 (4 / 4 ) | |
Физическая культура | 280 (4 / 4) | |
Обществознание (**) | 70(1/1) 210(3/3) | |
Экономика | 35(0,5/0,5) 140(2/2) | |
Право | 35(0,5/0,5) 140(2/2) | |
География | 70(1/1) 210(3/3) | |
Физика | 140(2/2) 350(5/5) | |
Химия | 70(1/1) 210(3/3) | |
Биология | 70(1/1) 210(3/3) | |
Информатика и ИКТ | 70 ( 1 /1 ) 280 (4 / 4 ) | |
Искусство (МХК) | 70(1/1) 210(3/3) | |
Технология | 70 ( 1 /1 ) 280 ( 4 / 4) | |
ОБЖ | 35(1/ — ) 140(2/2) | |
ВСЕГО: не более 2100( не более 30 / не более 30 ) | ||
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ | ||
ВСЕГО:. 140(2/2) | ||
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | ||
ВСЕГО: не менее 280( не менее 4 / не менее 4 ) ' | ||
ИТОГО: до 2520 ( 36 / 36 ) | ||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520( 36 / 36 ) | ||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: 2450( 35 / 35) |
Рассмотрим варианты учебных планов отдельных профилей, которые являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.
Примерный учебный план для физико-математического профиля