Психоаналитические и психологические аспекты особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
В современном российском обществе очень остро стоит проблема работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, ведь до недавнего времени в нашей стране замалчивались как «особенные» проблемы самих инвалидов, так и специфические проблемы «особенных» семей, воспитывающих детей с ограничениями жизнедеятельности. На сегодняшний день в России практически единственной формой работы с детьми, отстающими в развитии, является их обучение в специальных коррекционных общеобразовательных школах особого типа. Однако только обучение «особенного» ребенка в подобной школе без активного участия семьи не может дать ожидаемого положительного результата, т.к. именно в семье формируются основы и корни нравственности, духовности, культуры, гуманности, доброты и здоровья ребенка. Семья формирует личность ребенка. И от психологического здоровья семьи в большей степени зависит развитие как нормального, так и «особенного» ребенка с ограничениями в жизнедеятельности.
Чтобы лучше понять особенности семей, воспитывающих детей с задержкой в развитии, обратимся к исходному понятию семьи. «Семья – это биопсихосоциальное целое, функционирующее как самостоятельный живой организм» (Ч. Шефер, Л. Кэрри, 2000). Если мы рассмотрим семью в терминах общей теории систем, разработанной Людвигом Ван Берталанфи, то обнаружим, что «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять ее состояние, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое» (цит. по Дж. Прохазка, Дж. Норкросс, 2005).
Особое внимание становлению личности и проблемам в семье уделяет психоаналитическая традиция: источник психологических и семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье). В психоанализе сама семья рассматривается с точки зрения ее нуклеарной организации. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса (Лейбин В.М., 2001).
В рамках психоаналитического направления проблемами отношений в семье и ее влияния на личность занимались многие исследователи: З.Фрейд, А.Фрейд, М.Кляйн, А.Грин, Э.Фромм, Д.Боулби, М.Эйнсворд, В.Шутц, А.Адлер, Р.Фэйрберн, М.Баллинт, Д.Винникотт, О.Кернберг, А.Миллер и др. С середины прошлого века активно вели практику работы с семьей целый ряд психоаналитиков в США, Британии, Германии, Италии (Дж.Блох, Д.Джексон, М. Малер, Ф.Фромм-Райхман, Н.Пол, Х.Рихтер, Х.Стерлин, М.Сельвини-Палаццоли и др.).
Огромное значение состоянию отношений мать-ребенок уделяется так же в детской психоаналитической психотерапии. Начиная с 1950-х годов за рубежом (А. Freud,1960; Kolansky, Мооrе, 1966; М. Sperling, 1974; H. Раrens, 1990; D. Stern, 1994; J. Маgаgna, 1996; Р. Маzet, 1996; S. Lebovici, 1996; В. Рiovano, 1998), а сейчас и в нашей стране (Н.К.Асанова, 2003, А.А.Парамонова, 2005), активно разрабатывается и имеет постоянно возрастающий интерес метод психоаналитической терапии, ориентированной на взаимодействие матери и ребенка. Данный метод основан на концепции сцепленной психопатологии родителей и детей. Метафорически в семейном диагнозе патология ребенка может рассматриваться, как симптом семьи. Это понятие относится к таким клиническим ситуациям, когда психические страдания и нарушения психологического развития у ребенка не поддаются терапевтическому вмешательству, сфокусированному только на ребенке, поскольку бессознательные процессы в родителе (матери) направлены на поддержание детской психопатологии. Патогенетическое влияние родителя обычно коренится в тяжести его психопатологии и качественных нарушениях взаимодействия с ребенком (Н.К.Асанова, 2003).
Однако если мы обратимся к традиционному взгляду на проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии принятому в отечественной коррекционной педагогике, то обнаружим, что эти проблемы рассматриваются через призму проблем самого ребенка. При этом семья не воспринимается как целостная социально-психологическая общность, испытывающая потребность в длительном, тщательно спланированном коррекционном воздействии. Из семьи выделяется ребенок, который в соответствии с потребностями, обусловленными нарушениями в его психофизическом и интеллектуальном развитии, помещается в особые условия обучения и воспитания, создаваемые в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях. Таким образом, остаются открытыми вопросы о создании в семье специальных условий развития и воспитания ребенка с отклонениями в развитии, а также о формировании адекватных и гармоничных взаимоотношений между ребенком и его родителями. В недостаточной степени учитываются проблемы родителей, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время не существует апробированной системы коррекционных мер, предусматривающих не только коррекцию дефекта ребенка, но и социальную адаптацию семьи, в которой он воспитывается. Отсутствует государственная система психологической помощи больным детям и их родителям через специальное влияние семьи, что значительно снижает социальную адаптацию и тех, и других.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют о возросшей в настоящее время потребности как в констатации проблем «особенных» семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, так и в разработке, а, главное, в реализации программ специализированной комплексной реабилитационной помощи таким семьям.
Осуществление этой задачи возможно лишь в случае тщательного и всестороннего изучения предмета исследования – личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии, оказавшихся под воздействием пролонгированной психопатогенной ситуации, и влияния этих особенностей на характер взаимоотношений с аномальным ребенком и окружающими людьми.
На основе анализа работ ряда отечественных авторов, в том числе Т.Г.Богдановой, Н.В.Мазуровой (1998); А.И.Захарова (1976, 1986); И.Ю.Левченко (1986, 1991, 2001 а, б); Г.А.Мишиной (1998); М.М.Семаго (1992л, б); А.С.Спиваковской (1981, 1988); А.Р.Шарипова, З.Ф.Гафуровой (1998); В.В.Юртайкина, О.Г.Комаровой (1996), Н.Г.Корельской (2003) и др. были выявлены особые проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
Как сам факт рождения, так и воспитание ребенка с отклонениями в развитии является для родителей мощнейшим стрессором, который может оказывать на семью двоякое воздействие: более зрелые семьи это тяжелое испытание может мобилизовать, тогда, как в менее зрелых семьях приведет к нарастанию противоречий и ослабит всю семейную систему (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1989). Э.Г. Эйдемиллер (1989) указывает на то, что «семья реагирует на трудность как единая система». По его мнению, трудные условия «прежде всего, выявляют латентные нарушения ее (семьи) жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности».
Н.Г.Корельская (2003) отмечает, что для всех семей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития, характерны следующие признаки: родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего «особенного» ребенка, что можно обозначить как нарушение временной перспективы; личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и как следствие вызывают у них раздражение, горечь, досаду, неудовлетворенность, что в свою очередь приводит к снижению уровня родительской эмпатии; семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения развития у ребенка, следовательно круг внесемейного функционирования сужается; наличествует «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри, 2000), который возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Особенности воспитания ребенка с нарушениями развития приводят к тому, что его родители оказываются предрасположены к социальной дезадаптации различной степени выраженности, имеющей как интерперсональный, так и интраперсональный характер (Мягер В.К., 1978). Переживания родителей, связанные с дефектом ребенка вызывают у них действия защитных механизмов, которые в зависимости от конституционально заданных свойств оказывают влияние на их личностные особенности (Скворцов и др., 1995).
Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными самостоятельно справиться с навалившимся на них грузом проблем. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности» (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000). Из-за дезорганизации они нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способны рационально помогать ребенку. К сожалению, некоторыми родителями игнорируются рекомендации специалистов. Причиной этого являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения, как с ним, так и с обучающим его педагогом и социальным окружением.
К сожалению, исследований в данной области немного. Только в последние десятилетия появились работы, объектом исследования которых избраны психологические особенности родителей детей с отклонениями в развитии (Н.Г.Корельская, 2003, Ткачева В.В. и др, 2004). Особенности взаимоотношений между родителями и проблемными детьми в зависимости от характера личностных нарушений у обоих объектов и степени выраженности стресса у родителей пока полностью не изучены, а гармоничная адаптация подобных семей в социуме представлена лишь единичными и порой исключительными случаями.
Все это объясняет наш интерес к психоаналитическому и психологическому изучению личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Консультативная практика родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии показывает, что в большинстве обратившихся за помощью семьях не реализуются или реализуются в недостаточной степени такие функции семьи как удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и заботе; создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение потребности в общении с близкими людьми; удовлетворение сексуально-эротических потребностей; осуществление связи между поколениями, сохранении и передачи детям ценностей и традиций семьи; удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Такое положение вещей можно объяснить следующими причинами: переживание психотравмирующей ситуации в связи с рождением в семье ребенка с аномалией развития, оказывает сильное негативное воздействие на психологический статус его родителей. В результате отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Причины деформации связаны с психологическими особенностями состояния больного ребенка, а также с колоссальной психологической нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим психотравмирующим стрессом. Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются как на психологическом, так и на социальном и соматическом уровнях.
На психологическом уровне рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Родители переживают отвержение, ощущение потери, крах, что можно связать с потерей ими надежды на «видовое бессмертие». Обращаясь к глубинам бессознательного, вспомним, что, по мнению основоположника психоанализа З.Фрейда (1990) управляющий нами инстинкт жизни Эрос включает в себя две составляющие – инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения рода. Рождение ребенка с нарушениями развития априори ограничивает возможности родителей продолжить свой род и по сути своей подрывает инстинктивные основы жизни в психической реальности его родителей. Наряду с чувством потери надежды, родители (в большей степени матери) испытывают бесконечное чувство вины перед своим ребенком. Это вызывает пролонгированный стресс, оказывающий сильное деформирующее воздействие на формирование диадных отношений «мать-дитя», разрушает психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Все надежды и ожидания, которые испытывали члены семьи в связи с будущим ребенка, оказываются тщетными и обрушиваются в один миг, а процесс горевания по потере надежд, осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей может растянуться на длительный период. Самым конструктивным при переживании родителями ситуации рождения и воспитания ребенка с нарушением в развитии является формирование у них отношения к данной ситуации как к этапу собственного личностного развития и развития семьи.
Матери, находясь с детьми постоянно, испытывают постоянное давление страхов по поводу будущего больного ребенка, чувство потерянности и ощущение «конца жизни». Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, испытывают повышенную физическую и моральную нагрузку, что подтачивает силы и вызывает невротизацию. Часто таким матерям свойственно снижение психического тонуса, что проявляется в потере вкуса жизни, отрицании перспектив профессионального развития, невозможности реализации собственных творческих планов, в снижении самооценки, интереса к себе как к женщине и к личности. Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем и его воспитание, обучение и, в целом, общение с ним является длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать существенные изменения (Вишневский, 1987).
На социальном уровне семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, в силу возникающих многочисленных трудностей становится малообщительной и избирательной в контактах. По причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда) и отсутствии толерантности и эмпатии к подобным «особенным» детям и семьям в обществе, семья резко ограничивает круг своего общения несколькими знакомыми и близкими родственниками. Развивается эффект изоляции семьи от общества.
У матери, вынужденной постоянно находиться со своим «особенным» ребенком, возникают проблемы в продолжении карьеры и самоактуализации, часто она вообще теряет возможность работать. Все это неминуемо приводит к ухудшению материального состояния семьи.
Испытание подобной силы оказывает также деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения аномального ребенка, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего родители, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.
Сама ситуация постановки ребенку диагноза нарушения нервно-психического развития может вызвать амбивалентные реакции семьи. Часть родителей, отрицая проблемы ребенка, вследствие неадекватной оценки его состояния, а, также, из опасения ухудшить его социальные возможности, отказывается признавать установленный диагноз. Другая часть родителей, напротив, формирует рентные установки. Требуя повышения социального статуса ребенка и семьи, ожидая от общества только материальной поддержки, такие родители тормозят развитие своего ребенка, которое становится им невыгодно. Данные реакции носят деструктивный характер, резко ограничивают возможности коррекционной работы с этими детьми, выступают препятствием на пути адаптации, как самого ребенка, так и его родителей.
На соматическом уровне отмечается возникновение разнообразных соматических заболеваний у родителей. Подтверждение нашим эмпирическим данным мы нашли в работах следующих авторов: Бассин, 1972; Вишневский, 1984, 1987; Кабанов, 1978, 1985; Ковалев, 1959, 1982; Лебедев, 1979; Майрамян, 1974, 1976; Матвеев, 1982; Мясищев, 1960; Николаева, 1987.
Стресс, возникший в результате неизлечимого заболевания – комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, является как бы пусковым механизмом психосоматизации родителей. Образуется патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у родителей, что в той или иной степени провоцирует возникновение у них соматических и/или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться соматогенным и психогенным для организма и психики родителей, в первую очередь, матерей.
Обращаясь к психоаналитическому взгляду на этиопатогенез феномена психосоматизации родителей «особенных» детей, вспомним, что З.Фрейд характеризовал здоровье как возможность индивидуума эффективно любить и работать, а одной из причин снижения здоровья называл нарушение баланса между основополагающими инстинктами в бессознательной сфере – инстинктами Эроса и Танатоса, инстинктами жизни и смерти (З.Фрейд, 1990). Крушение бессознательных надежд на «видовое бессмертие» у родителей больных детей вызывает нарушение энергетической гармонии в их психическом пространстве: снижение энергии инстинкта Эроса с одновременным возрастанием разрушающих сил Танатоса. Большая часть психических сил при этом истощается психологическими защитами Эго от разрушающего драйва Танатоса, что в сочетании с непосильной физической и моральной нагрузкой истощает и калечит Эго. Хрупкое Эго защищается «броней» тела (В.Райх, 2000), но и его возможности не безграничны. Таким образом, глубинный психологический конфликт трансформируется в соматическое расстройство.
Согласно литературным данным и нашим эмпирическим наблюдениям, соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т.е. чем длительнее психопатогенная ситуация, и тем в большей степени у части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают расстройства менструального цикла (ранний климакс); частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (Майрамян, 1976). Наши наблюдения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, апатию, а также отмечают состояние депрессии. К сожалению, депрессия подчас сопровождается снижением уровня эмпатии родителей, что в свою очередь резко отрицательно сказывается на эмоциональном и соматическом здоровье детей.
Описанные выше личностные особенности родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии побудили нас провести психологическое изучение внутрисемейных отношений и организации семейной жизни семей, а также особенностей родительско-детских отношений (Методика PARI Шеффера Е.С., Белла Р.К., адаптированная Т.В.Нещерд).
В исследовании приняли участие 38 родителей, воспитывающие детей с легкой, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (синдромам Дауна, Мартина-Белла), с шизофренией и стойкими психопатоподобными расстройствами поведения.
По первому блоку теста, характеризующему особенности, свойственные родительско-детским отношениям, выделяются следующие позиции (стили воспитания):
- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как правомерных;
- понимание родительской позиции как оптимальной (демократическое воспитание);
- понимание собственной жесткой позиции в отношениях с ребенком как правомерной (авторитарный стиль);
- понимание правомерной излишней эмоциональной дистанции в отношениях с ребенком;
- понимание правомерной излишней концентрации на ребенке.
Нами получены следующие результаты.
Так, родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии более склонны гиперопекать своих детей (81% и 6% - умеренная и высокая выраженность данного стиля воспитания) и излишне концентрироваться на ребенке (69% родителям - умеренная выраженность признака). Полученные данные свидетельствуют о задержке сепарационных процессов и сохранении тесных симбиотических связей, в основном в диаде «мать-дитя».
Реже родителями используется демократический стиль воспитания (69% и 6% - умеренная и высокая выраженность стиля воспитания). Родители, использующие данный стиль семейного воспитания рассматривают свои взаимоотношения как теплые, оптимальные, эмоционально комфортные. Это говорит об адаптации родителей к ситуации воспитания ребенка с отклонениями в развитии и формировании преимущественно зрелых объектных отношений.
К авторитарному стилю и излишней эмоциональной дистанции прибегают 75% родителей (умеренная выраженность данного стиля воспитания), что может говорить об использовании этими родителями преимущественно отрицания, вытеснения и проекций агрессии на больного ребенка в качестве основных психологических защит Эго, что, в свою очередь приводит к нарушению формирования объектных отношений в такой семье.
Во втором блоке теста оценивалась степень интегрированности семьи.
Под интегрированностью семьи мы понимаем внутреннюю сплоченность данной социальной группы, выражаемую в ценностно-ориентационном единстве ее членов. Особенности семейной жизни раскрывались путем анализа межсупружеских, хозяйственно-бытовых отношений, педагогических позиций родителей. В данном блоке были выделены три позиции: низкая, средняя и высокая степень интегрированности.
Анализ данных по этому блоку взаимоотношений свидетельствует о том, что часть обследованных родителей считают, что члены их семей не демонстрируют общности интересов и целей, между ними преобладают существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, и могут использоваться неадекватные приемы воспитания. Такие отношения характеризовались родителями как соответствующие низкому уровню интегрированности (39%). 53% родителей оценили свои семейные отношения как имеющие средний (нормальный) уровень интегрированности. И только 8% обследуемых могли бы оценить взаимоотношения в своей семье как имеющие высокий уровень интегрированности.
Среди родительских установок и реакций наиболее часто проявляемых в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии особенно выделяются: чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей) (75% и 25% - умеренная и высокая выраженность признака); «жертвенность» родителей (62% и 38% - умеренная и высокая выраженность признака); сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей) (55% и 45% - умеренная и высокая выраженность признака); поощрение активности ребенка (27% и 73% - умеренная и высокая выраженность признака); навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка (64% и 36% - умеренная и высокая выраженность признака);несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка (91% и 9% - умеренная и высокая выраженность признака).
Анализ результатов исследования семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, позволил прийти к выводу о том, что ведущий дефект ребенка выступает в качестве патогенного фактора для родителей и фрустрирующе воздействует на их психику. Личностные изменения родителей оказывают негативное влияние на межличностные и внутрисемейные отношения, что в свою очередь оказывает деформирующее влияние, как на самого ребенка, так и на других членов семьи, а так же дезадаптируют семью в социуме.
В заключении хочется отметить, что психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии является первым этапом в реализации психокоррекционной помощи семьям. От особенностей полученных в результате психодиагностики данных зависит адекватность выбора психокоррекционных мер и дальнейшая динамика развития внутрисемейных и межличностных отношений. Адекватно подобранное психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие позволит реконструировать неадекватные связи, переориентировать позиции и взгляды родителей на своего ребенка, оптимизировать детско-родительские и сиблинговые отношения. В конечном итоге благоприятный внутрисемейный климат даст возможность создать необходимые условия для позитивного развития, как самого ребенка, так и членов семьи, а также семьи в целом. Таким образом, повысится эффективность адаптации в социуме всех членов семьи ребенка с отклонениями в развитии, включая и его самого.
Заключение: обобщая результаты теоретического исследования, делается вывод о подтверждении гипотезы, отмечаются перспективы дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Список литературы:
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. С. 131-138.
2. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или множественным нарушением//Дефектология. 1996. № 3. С. 47-55.
3. Волковская Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения //Дефектология. 1999. № 4. С. 66—72.
4. Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов// Дефектология. 2003. № 3. С. 28-31.
5. Зайцев Д. В. Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология. 2001. № 6. С. 3-10.
6. Килбом М. (Kihlbom M.). Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 80-83.
7. КолпаковаЛ. М., Мухаиметзянова Г. Н. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста) // Материалы II Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск, 3-6 ноября: РИТМ, Социальный проект, 2003. С. 105-106.
8. Комбринк-Грэхам Л. (Combrinck-Graham L.) Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии/ Пер. с англ./Под ред. К. С. Робсона. М.: Медицина, 1999. С. 155—158.
9. Лагерхейм Б., Гиллберг К. (Lagerheim В., Gillberg С.) Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 355-358.
10. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985. С. 83—90.
11. Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида (Некоторые вопросы педагогической этики) // Дефектология. 1996. № 5. С. 15-19.
12. Маттеят Ф. (Mattejat Fr.) Психотерапия детей и подростков / Пер. с нем. / Под ред. X. Ремш-мидта. М.: Мир, 2000. С. 199-200.
13. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефекто-лога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) //Дефектология. 2001. № 1. С. 60—64.
14. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста//Дефектология. 1998. № 3. С. 49—57.
15. Оудсхорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нидерландского. М.: Социальная и клиническая психиатрия, 1993. С. 85—89.
16. Сагдуллаев А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996. № 5. С. 75-79.
17. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 11-47.
18. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология. 1999. № 3. С. 30—36.