Формы, методы и средства обучения
1. Выберите один вариант ответа. Метод обучения – это:
а) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса;
б) совместная деятельность педагогов и учащихся на уроке;
в) путь движения мысли учителя к учащимся с целью передачи знаний последним;
г) способ совместной деятельности учителя и учащихся по достижению дидактических целей.
2. Выберите один вариант ответа. Прием обучения – это:
а) исходное положение о способе достижения образовательной цели;
б) указание о раскрытии содержания образования;
в) отдельная операция по реализации какого-то метода обучения;
г) движущая сила процесса обучения.
3. Выберите один вариант ответа. Способ совместной деятельности учителя и учащегося по достижению дидактических целей – это:
а) прием обучения;
б) принцип обучения;
в) метод обучения;
г) средство обучения.
4. Отдельная операция по реализации метода обучения – это:
а) средство обучения;
б) принцип обучения;
в) прием обучения;
г) метод обучения.
5. Выберите один вариант ответа. Средства обучения – это:
а) исходные руководящие положения, определяющие деятельность учителя и учащихся;
б) упорядоченный способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение образовательных задач;
в) прикладные рекомендации по реализации требований дидактических требований;
г) объекты материальной и духовной культуры, служащие процессу развития и формирования личности.
6. Выберите один вариант ответа. Каково соотношение понятий «метод» и «прием обучения»?
а) приемы обучения реализуются через методы;
б) приемы обучения – это отдельные операции в реализации методов обучения;
в) приемы и методы обучения – синонимы;
г) все ответы неверны.
7. Из перечисленных понятий выберите методы обучения:
а) беседа; б) рассказ; в) убеждение; г) демонстрация; д) обобщение; е) проблемное обучение; ж) работа с книгой; з)учебный диспут; | и) упражнение; к) общение; л) педагогическое требование; м) наказание; н) учебник; о)наглядность. |
8. Укажите методы обучения, относящиеся к классификации методов по уровню проблемности в обучении и укажите их очередность:
а) дедуктивный б) репродуктивный в) школьная лекция г) объяснительно-иллюстративный д) индуктивный ж) исследовательский | з) обобщение и) выделение главного к) метод проблемного изложения л) аналитико-синтетический м) частично-поисковый |
9. Выберите один вариант ответа. Учащиеся воспроизводят объясненный учителем материал и формируют умения и навыки применения знаний. Это метод:
а)исследовательский,
б)объяснительно-иллюстративный,
в)частично-поисковый,
г)репродуктивный метод,
д)проблемного изложения знаний.
10. Выберите один вариант ответа. Учитель ставит перед учащимся проблему и сам ее решает, учащиеся усваивают способ и логику решения данной проблемы. Это метод:
а) исследовательский,
б)репродуктивный метод,
в)частично-поисковый,
г)проблемного изложения знаний,
д)объяснительно-иллюстративный.
11. Выберите один вариант ответа. Метод, при котором учитель организует участие детей в выполнении отдельных шагов поиска. Это метод:
а)репродуктивный метод,
б)исследовательский,
в)частично-поисковый,
г)объяснительно-иллюстративный,
д)проблемного изложения знаний.
12. Выберите один вариант ответа. Метод обучения, при котором учебная проблема решается самими учащимися, а учитель выступает как организатор их самостоятельной поисковой деятельности. Это метод:
а) проблемного изложения знаний,
б)частично-поисковый,
в)репродуктивный метод,
г) исследовательский,
д)объяснительно-иллюстративный.
13. Выберите несколько вариантов ответа. Выбор методов обучения учителем при организации учебного процесса определяется:
а) общей целью воспитания,
б) спецификой учебного предмета,
в) содержанием учебного материала,
г) задачами урока,
д) учебными возможностями школьников,
е) все ответы верны,
ж) все ответы неверны.
14. Установите соответствие методов обучения группам методов по источнику знаний:
Группы методов | Методы обучения |
а) словесные | 1. Демонстрация, наблюдение, эксперимент |
б) наглядные | 2. Практические работы, упражнение, графические работы |
в) практические | 3. Лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, учебная дискуссия |
15. Выберите один вариант ответа. Формы организации учебной деятельности – это
а) способы организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме;
б) усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитания;
в) исходные, руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся;
г) упорядоченные способы взаимной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования воспитания, развития.
16. Выберите один вариант ответа. Первым описал и научно обосновал достоинства классно-урочной системы обучения:
а) К.Д. Ушинский
б) Н.И. Пирогов
в) Я.А. Коменский
г) Л.Н. Толстой
д) В.А. Сухомлинский
17. Выберите несколько вариантов ответа. Из данного перечня выберите формы организации обучения:
а) познавательная игра б) работа с учебником в) экскурсия г) урок д) рассказ | е) домашняя работа учащихся ж) лабораторная работа з) упражнение и) факультатив к) эксперимент |
18. Выберите несколько вариантов ответа. Из данного перечня выберите формы организации обучения:
а) наглядность; б) учебная конференция; в) работа с учебником; г) домашняя учебная работа; д) упражнение; | е) практикум; ж) дидактическая игра; з) общение; и) факультатив. |
19. Выберите несколько вариантов ответа. Перечислите основные признаки, присущие классно-урочной системе обучения:
а) большая часть учебного времени отводится самостоятельной индивидуальной работе учащихся;
б) постоянный состав учебных групп учащихся;
в) наличие стабильных планов и программ, определяющих содержание обучения в каждом классе;
г) главная функция учителя – контроль за усвоением материала и консультирование;
д) твердое расписание учебных занятий.
е)четкое определение начала и конца учебного года, деление его на учебные четверти;
ж)ведущая роль учителя в учебном процессе;
з)основной формой организации обучения является домашняя учебная работа учащихся.
и) основной упор делается на практической подготовке школьников.
20. Выберите несколько вариантов ответа. К массовым формам организации обучения относятся:
а) лабораторная работа;
б) предметные олимпиады;
в) экскурсия;
г) учебная конференция;
д) факультатив.
21. Выберите несколько вариантов ответа. К групповым формам организации обучения относятся:
а) предметные олимпиады;
б) экскурсия;
в) лабораторная работа;
г) урок;
д) зачеты и экзамены.
22. Выберите несколько вариантов ответа. К индивидуальным формам организации обучения относятся:
а) факультатив;
б) лабораторная работа;
в) домашняя учебная работа;
г) собеседование;
д) зачеты и экзамены.
23. Выберите один вариант ответа. Система обучения, при которой учеников распределяют по разным группам с учетом их способностей и интеллектуального развития, называется:
а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) белл-ланкастерской системой.
24. Выберите один вариант ответа. Система обучения, при которой в первой половине дня учитель занимался с группой старших учеников, после чего те во второй половине дня проводили занятия с младшими учащимися, называется:
а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.
25. Выберите один вариант ответа. Система обучения, при которой 40% времени отводилось для занятий в больших группах (100-150 человек), 20% – в малых группах (10-15 человек) и 40% – на самостоятельную работу, называлась…
а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) планом Трампа.