Педагогические идеи и проекты Французской Революции
Просвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, формирование полезного человека, который способен отдать полученные знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить Французская революция (1789-1793).
Деятели революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий - Генеральных Штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему. Участники Французской революции видели в идеях Просвещения основу воспитания членов нового общества. Школьные проекты эпохи Французской революции несут печать этих идей. Ее радикальные представители особо выделяли руссоистскую программу обновления общества и воспитания, считая ее автора теоретиком “наилучшей педагогической системы ”. Автор педагогического проекта «План национального воспитания» Луи Мишель Лепелетье (1760 - 1793) организовал в честь Руссо торжественную манифестацию. Почитатели Руссо давали имена героев “Эмиля” собственным детям и применяли рекомендации своего кумира при их воспитании и обучении.
Вопросы образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В “Декларации прав человека и гражданина” (1789) провозглашалась задача организации “общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия”. В педагогических планах и проектах ставились, прежде всего, вопросы взаимоотношений государства и школы, создания новой системы учебных заведений, реформы содержания образования, подготовки учителей, женского образования. С особым вниманием рассматривались принципы свободы, светскости образования, языкового единства обучения.
В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Шарль Морис Талейран (1754- 1838). Проект предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая - начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, началам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень - 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий язык, физику, естествознание. Третья ступень - специальные учебные заведения в главных городах департаментов (медицинские, военные, юридические, богословские). Вершиной системы становился институт. Первая ступень - бесплатная, остальные - платные. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание “принципов религии” объявлялось обязательным.
План Талейрана для того времени выглядел внушительно. Он не был созданием одного автора. При составлении проекта использовались советы самых образованных людей и ученых Франции. Но документ уже не отвечал духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение начальным женского образования, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Проект не был принят. Учредительное собрание ограничилось включением почерпнутого из него пункта в конституцию 1791 года, который гласил: “Будет создано и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в отношении тех этапов образования, которые необходимы для всех людей”.
В октябре 1791 г. Законодательное собрание вернулось к обсуждению проблемы народного образования. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого явился видный представитель Просвещения Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) . Проект предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с числом не менее 400 жителей, элементарные школы второй ступени - в каждом городе или округе с 4-5 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования - лицеи, а также учреждения высшего образования - институты. Все типы учебных заведений объявлялись бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Доклад Кондорсе для своего времени оказался выдающимся демократическим документом. Он не оставлял места религиозному обучению, намечал принцип преемственности всех ступеней школы, провозглашал равенство образования мужчин и женщин. Проект Кондорсе оказался более всеобъемлющим, гуманным, носящим более народный характер, нежели план Талейрана.
Комитет образования не согласился с предложениями Кондорсе, Однако поддержал другой документ, где интерпретировались идеи Кондорсе и намечались определенные меры по созданию светской школы и ликвидации конфессионального обучения. В августе 1792 г. в соответствии с этим Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегаций.
Противоречивую позицию в вопросах образования заняли якобинцы. Под явным влиянием идей Руссо о внеконфессиональном воспитании они настояли на введении “культа верховного существа”. По инициативе якобинской фракции был принят новый текст “Декларации прав человека” (1793), где провозглашалось и “право общего образования”. По инициативе якобинцев были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светскости начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись “уроками революции”, на которых читали “Декларацию прав человека”. Но те же якобинцы не поддержали законодательные инициативы о создании общедоступной школы в виде интернатов - “домов национального воспитания”, об организации преемственной системы образования. После принятия декрета “ О культе верховного существа” якобинцы ослабили антицерковные мероприятия в школе. Больше того, якобинский Конвент принял план, который допускал участие духовенства в организации учебных заведений, оставлял без изменений систему дореволюционных коллежей.
Поражение Французской революции перекрыло путь планам широкой демократизации образования. В 1795 г. в качестве закона во Франции был принят проект, который предлагал весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ для обучения счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение.
Социально – педагогические идеи американских просветителей. ВСеверной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели и просветители, прежде всего Б. Франклин и Т. Джефферсон. Они видели в просвещении важный путь преобразования общества. В их социально - педагогических идеях отразились идеалы совершенствования личности путем воспитания и образования. Эти идеи пронизаны верой в просвещение как самую надежную основу всеобщего благополучия. Американскими просветителями выдвинуты планы организации всеобщего обучения.
Бенджамину Франклину (1706-1790) принадлежали планы обеспечения регулярного посещения афроамериканцами школ, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Франклин советовал отказаться от попыток давать энциклопедическое образование, считая, что человеческая жизнь слишком коротка, и изучить все науки невозможно, так что следует ограничиться обучением наиболее полезным знаниям. Он говорил о преимуществах нового, практического образование, прежде всего обучения арифметике, английскому языку, геометрии, астрономии, а также истории, географии, естествознанию. Учебу в классе предлагалось сочетать с работой в саду, в поле, с экскурсиями. При изучении практических знаний юноши должны были узнать о новейших изобретениях, уметь читать географическую карту и пр.
Томас Джефферсон (1743-1826) полагал, что распространение просвещения служит укреплению республиканских институтов и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. В труде “Билль о всеобщем распространении знаний” Джефферсон подчеркивал, что образованность населения - важнейшая гарантия свободного и демократического общества. Джефферсон предлагал готовить лояльных к республиканскому строю учителей. Будучи сторонником светского обучения, он настаивал на мировоззренческом нейтралитете школы. Им подготовлены программы грамматических школ, куда включил наряду с древними языками и литературой английский язык, географию.
В Северной Америке в XVII–XVIII вв. система образования развивалась (особенно вначале) под сильным воздействием европейского, прежде всего английского, опыта. Первая городская школа была создана в Бостоне в 1635 г. Затем из появившихся аналогичных учебных заведений вырастают грамматические школы, которые к середине 1700-х гг. становятся ведущими среди общеобразовательных учреждений.
Во 2-ой половине 1700-х гг. в североамериканских колониях возникают общеобразовательные заведения нового типа – академии. Первое такое заведение основал в Пенсильвании в 1749 г. Б. Франклин. Академия Франклина предлагала учебную программу современного образования. Помимо предметов классического цикла, предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия Франклина была образцом для подражания, и в конце 1700-х гг. академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Например, в Новой Англии на 300 тыс. жителей приходилось 15 таких учреждений. Сеть академий расширялась одновременно с их интеграцией с грамматическими школами. Повсеместно возникали академии с современным и классическим отделениями.