Материалы по рубежному контролю
Вопросы к экзамену по дисциплине Педагогика
1. Педагогика как отрасль знания в системе гуманитарных наук: объект, предмет и функции.
2. Основные этапы формирования педагогической теории.
3. Задачи современной педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
4. Воспитание, образование и обучение как категории педагогики.
5. Методология и методы педагогических исследований.
6. Сущность педагогического эксперимента.
7. Педагогическая деятельность как категория педагогики.
8. Гуманистический подход в воспитании и образовании в современных условиях (Закон об образовании РФ – 1992г.).
9. Нормативные положения и принципы формирования образовательных стандартов общего, специального и высшего образования.
10. Особенности управления образовательными системами.
11. Исторические аспекты развития теории детства и педагогической практики.
12. Взаимосвязь наследственности, среды и воспитания в развитии человека.
13. Положительные тенденции образовательных реформ в России XX-XXIв.
14. Образовательные системы России и основные направления их совершенствования в современных условиях.
15. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
16. Философский смысл гуманистического воспитания в отечественной и зарубежной педагогической практике.
17. Понятие, сущность и основные направления развития дидактики.
18. Дидактические формы и средства обучения
19. Принципы обучения.
20. Методы обучения и их классификация.
21. Основания и условия, определяющие выбор методов и форм обучения.
22. Активные методы обучения и их характеристика.
23. Нетрадиционные обучающие педагогические технологии и их использование в образовательном процессе.
24. Система контроля и оценки результатов обучения.
25. Закономерности и принципы в учебно-педагогической деятельности.
26. Закономерности педагогического процесса: понятия, структура и движущие силы.
27. «Игра» как активный метод обучения, особенности ее организации на занятии.
28. Процесс обучения и воспитания как целостная система становления личности.
29. «Педагогика сотрудничества» как метод обучения и воспитания.
30. Организационные формы обучения (на примере планирования урока в школе).
31. Компьютерные технологии обучения и их приоритеты в современном образовании.
32. Особенности адаптивного обучения в современной школе: проблемы и тенденции.
33. Воспитание как социальное явление.
34. Взаимосвязь воспитания с развитием индивидуальности человека.
35. Принципы воспитания.
36. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Взаимосвязь методов и средств воспитания.
37. Студенческие диалоги о воспитании – педагогическая культура, этика. Понятие воспитанности и образованности.
38. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
39. Методы поощрения и наказания в воспитании. Особенности их применения в педагогической практике.
40. Концепция «педагогики ненасилия» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
41. Коллектив и его функции в воспитании личности ребенка.
42. Организация учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
43. Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л.Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.
44. Использование элементов народной педагогики в воспитании.
45. Внеклассная работа в школе.
46. Семья как институт воспитания и субъект педагогического взаимодействия.
47. Особенности формирования родительского поведения в различных типах семейного воспитания.
48. Инновационные педагогические технологии и их использование в образовательно-воспитательном процессе.
49. Концепция развития ребенка в исследованиях отечественных психологов и педагогов.
50. Мониторинг образования и обучения.
Материалы по промежуточной аттестации
Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Педагогика» предусмотрен экзамен в 1м семестре.
Промежуточная аттестация по дисциплине Педагогика ставится на основании выполнения контрольных работ по разделам курса, выполнению доашних задания по курсу и участию в семинарских занятиях.
5. Примерный вариант тестов для оценивания знаний студентов
Раздел 1. Основные категории педагогики. Контрольная работа №1
Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена выдающихся педагогов, даты, названия работ, основные педагогические идеи.
Имена | Даты | Названия работ | Педагогические идеи |
1592 - 1670 | |||
Дж. Локк | |||
Свободное воспитание | |||
«Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» | |||
Воспитывающее обучение, формальные ступени обучения. | |||
1790 – 1886 | |||
К.Д. Ушинский | |||
1828 – 1910 | |||
«Педагогическая поэма» | |||
В.А. Сухомлинский |
Что определило возникновение педагогики как науки?
а) прогресс науки и техники;
б) биологический закон сохранения рода;
в) забота родителей о счастье детей;
г) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.