Материалы по рубежному контролю

Вопросы к экзамену по дисциплине Педагогика

1. Педагогика как отрасль знания в системе гуманитарных наук: объект, предмет и функции.

2. Основные этапы формирования педагогической теории.

3. Задачи современной педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

4. Воспитание, образование и обучение как категории педагогики.

5. Методология и методы педагогических исследований.

6. Сущность педагогического эксперимента.

7. Педагогическая деятельность как категория педагогики.

8. Гуманистический подход в воспитании и образовании в современных условиях (Закон об образовании РФ – 1992г.).

9. Нормативные положения и принципы формирования образовательных стандартов общего, специального и высшего образования.

10. Особенности управления образовательными системами.

11. Исторические аспекты развития теории детства и педагогической практики.

12. Взаимосвязь наследственности, среды и воспитания в развитии человека.

13. Положительные тенденции образовательных реформ в России XX-XXIв.

14. Образовательные системы России и основные направления их совершенствования в современных условиях.

15. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

16. Философский смысл гуманистического воспитания в отечественной и зарубежной педагогической практике.

17. Понятие, сущность и основные направления развития дидактики.

18. Дидактические формы и средства обучения

19. Принципы обучения.

20. Методы обучения и их классификация.

21. Основания и условия, определяющие выбор методов и форм обучения.

22. Активные методы обучения и их характеристика.

23. Нетрадиционные обучающие педагогические технологии и их использование в образовательном процессе.

24. Система контроля и оценки результатов обучения.

25. Закономерности и принципы в учебно-педагогической деятельности.

26. Закономерности педагогического процесса: понятия, структура и движущие силы.

27. «Игра» как активный метод обучения, особенности ее организации на занятии.

28. Процесс обучения и воспитания как целостная система становления личности.

29. «Педагогика сотрудничества» как метод обучения и воспитания.

30. Организационные формы обучения (на примере планирования урока в школе).

31. Компьютерные технологии обучения и их приоритеты в современном образовании.

32. Особенности адаптивного обучения в современной школе: проблемы и тенденции.

33. Воспитание как социальное явление.

34. Взаимосвязь воспитания с развитием индивидуальности человека.

35. Принципы воспитания.

36. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

37. Студенческие диалоги о воспитании – педагогическая культура, этика. Понятие воспитанности и образованности.

38. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

39. Методы поощрения и наказания в воспитании. Особенности их применения в педагогической практике.

40. Концепция «педагогики ненасилия» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

41. Коллектив и его функции в воспитании личности ребенка.

42. Организация учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

43. Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л.Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.

44. Использование элементов народной педагогики в воспитании.

45. Внеклассная работа в школе.

46. Семья как институт воспитания и субъект педагогического взаимодействия.

47. Особенности формирования родительского поведения в различных типах семейного воспитания.

48. Инновационные педагогические технологии и их использование в образовательно-воспитательном процессе.

49. Концепция развития ребенка в исследованиях отечественных психологов и педагогов.

50. Мониторинг образования и обучения.

Материалы по промежуточной аттестации

Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Педагогика» предусмотрен экзамен в 1м семестре.

Промежуточная аттестация по дисциплине Педагогика ставится на основании выполнения контрольных работ по разделам курса, выполнению доашних задания по курсу и участию в семинарских занятиях.

5. Примерный вариант тестов для оценивания знаний студентов

Раздел 1. Основные категории педагогики. Контрольная работа №1

Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена выдающихся педагогов, даты, названия работ, основные педагогические идеи.

Имена Даты Названия работ Педагогические идеи
    1592 - 1670    
Дж. Локк            
            Свободное воспитание
        «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня»  
          Воспитывающее обучение, формальные ступени обучения.  
      1790 – 1886      
К.Д. Ушинский          
      1828 – 1910      
      «Педагогическая поэма»  
В.А. Сухомлинский        

Что определило возникновение педагогики как науки?

а) прогресс науки и техники;

б) биологический закон сохранения рода;

в) забота родителей о счастье детей;

г) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

Наши рекомендации