Сущность образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида
Задачи:
1. Сформировать представление об особенностях организации образовательного процесса в школе VIII вида.
2. Раскрыть особенности применения методов и методических приемов при работе с учащимися с нарушениями интеллекта.
3. Познакомить с основными принципами работы логопеда в школе VIII вида.
Форма отчетности: письменные планы-конспекты.
1. Расскажите об основных принципах обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллекта,
2. Каковы особенности применения методов и методических приемов в коррекционно-педагогической работе с учащимися с нарушениями интеллекта
3. Раскройте содержание основных требований к образовательному процессу в школе VIII вида (цели и задачи, коррекционная направленность обучения, доступность, научность, систематичность, системность, концентричность расположения материала, практическая направленность, реализация межпредметных и внутрипредметных связей, индивидуальный и дифференцированный подход,).
4. Применение методов и методических приемов на уроках русского языка и естествознвания и в школе VIII вида
5. Особенности и роль трудового и профессионального обучения в школе VIII вида.
6. Организация воспитательной работы в школе VIII вида.
Практические задание: посмотрев видеозапись урока в школе VIII выделите используемые педагогом методы и методические приемы, и особенности их применения. В чем основные отличия в проведении учебных занятий в школе VIII вида от занятий, проводимых в других учреждениях.
Список литературы:
2. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов сред. учеб заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А.В. Ереминой. М.: Академия,2006.
3. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта: Програм-метод. материалы/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007.
4. Сайт журнала «Дефектология» http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d9102.htm
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) Не предусмотрены |
7.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов |
Примерная тематика рефератов
1. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие олигофренопедагогики (по выбору студента)
2. Развитие олигофренопедагогики в дореволюционной России.
3. Развитие олигофренопедагогики в СССР.
4. Современный этап развития олигофренопедагогики.
5. Особенности работы с семьями учащихся школ VIII вида.
6. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженными нарушениями интеллекта.
7. Особенности методики преподавания родного языка в школе VIII вида.
8. Особенности методики преподавания естествознания школе VIII вида.
9. Особенности методики преподавания математики в школе VIII вида.
10. Трудовая и профессиональная подготовка учащихся в школе VIII вида.
11. Физическое воспитание в школе VIII вида.
Реферат -одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата состоит в том, что:
· в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;
· дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.;
Рекомендуется придерживаться следующей структуры реферата:
1. Титульный лист должен содержать наименование высшего учебного заведения, факультета и кафедры, на которую предоставляется реферат, тему реферата, Ф.И.О., курс, номер группы студента, Ф.И.О. преподавателя.
2. Содержание
3. Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной проблемы.
4. В основной части реферата рекомендуется рассмотреть развитие теоретических представлений о проблеме, современное состояние изучения проблемы.
5. Заключение должно содержать выводы, сделанные студентом на основе изучения материала по проблеме.
6. Библиографический список оформляется в соответствии с существующими стандартами (с указанием автора, названия издания, года выпуска и издательства).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1 Список литературы
ОСНОВНАЯ:
Однотомное издание
1. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов сред. учеб заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А.В. Ереминой. М.: Академия,2006.
дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Однотомное издание
1.Государев Н.А.Специальная психология: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2008.
2.Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2004.
3.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003
4.Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. М.: Академия, 2003.
5.Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта: Програм-метод. материалы/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007.
6.Специальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред.В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005.
7.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2003
8.Шпек Отто Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева. М.: Академия, 2003.
Электронные пособия:
1. Коноплева А.Н. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья: Электронное учебно-методическое пособие. Минск: НИО, 2005.
Интернет-ресурсы
1. Сайт www.defektolog.ru
2. Сайт http/www logoped.ru
3. Сайт института детства - http://lib.herzen.spb.ru/iop/2.doc
4. Сайт журнала «Дефектология» http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d9102.htm
8.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Для организации и проведении занятий в рамках курса «Основы олигофренопедагогики» необходимы: мультимедийная установка, проигрыватель DVD.
Указанные средства используются как в процессе проведения аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы.
В процессе самостоятельной работы студенты пользуются указанными средствами в методическом кабинете, где имеются диски с видеозаданиями. Благодаря такой организации работы имеется возможность наглядной демонстрации студентам особенностей организации коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Студенты могут неоднократно возвращаться к просмотру материалов и выполнять задания в удобное для них время.
8.3. Методические указания студентам
Изучение курса «Основы олигофренопедагогики» требует систематической подготовки Выполнение заданий для самостоятельной работы обеспечивает укрепление представлений о межпредметных связях, систематизацию и закрепление материала, формирование навыков работы с литературными и другими источниками информации, навыков анализа психолого-педагогических ситуаций.
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Раздел 1. Общие вопросы изучения. Тема 1.Предмет, цель, задачи и методы олигофренопедагогики. | 1. Составление карты-схемы связи педагогики для детей с нарушениями интеллекта другими науками Список литературы: 1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003 2. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов сред. учеб заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А.В. Ереминой. М.: Академия,2006. 3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2003. 4. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2003 |
Раздел 2. Основные характеристики учащихся с нарушением интеллекта Тема 2.Умственно отсталые дети как объект воспитания и обучения. | Составить схему «Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и помощи умственно отсталым детям» Список литературы: 9.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003 10.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2003. 11.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2003 12.Шпек Отто Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева. М.: Академия, 2003. |
Тема 3.Классификация умственной отсталости.. | Законспектировать классификацию олигофрении по М.С. Певзнер. Список литературы: 1. Специальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред.В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. |
Раздел 3. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта. Тема 4. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в России и за рубежом. | Подготовка сообщений на тему: «Современное специальное образование для лиц с нарушениями интеллекта в зарубежных странах» (Страны по выбору студента) Список литературы: 1. Малофеев Н.Н. Система специального образования Японии//Дефектология. 2005. №3. 2. Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения: адаптированный перевод Доклада Европейского агентства по развитию специального образования// Дефектология. 2005. №5. 3. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. М.: Академия, 2003. 4. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов сред. учеб заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А.В. Ереминой. М.: Академия,2006. 5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2003. 6. Рейсвейк К. Специальное образование в Нидерландах. М., 1993. |
Тема 5. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс. | Составить план мероприятия по работе семьей в школе VIII вида. Список литературы: 2. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. М.: Академия, 2003. 3. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов сред. учеб заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А.В. Ереминой. М.: Академия,2006. 4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2003. 5. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: ГНОМ и Д, 2000. |
Тема 6.Сущность образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида. | Законспектировать основные требования, предъявляемые к образовательному процессу в школе VIII вида Список литературы: 1. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов сред. учеб заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А.В. Ереминой. М.: Академия,2006. 2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2003. |
Самостоятельная работа должна носить систематический характер, результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента.
8.4 Методические рекомендации преподавателю
Методологической основой курса «Основы олигофренопедагогики» являются данные о закономерностях проведения коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими задержку психического развития в различных вариантах.
Указанная в программе тематика раскрывается в лекциях, конкретизируется и уточняется на семинарских, практических и лабораторных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.
Семинарские занятия проводятся, главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
С целью повышения эффективности обучения в качестве промежуточного контроля проводится защита реферата по избранной студентами теме (см. п.6.5 настоящего издания).
Использование разных форм контроля позволит сделать подготовку студента-дефектолога к работе с детьми с нарушениями интеллекта максимально осознанной и практически-ориентированной.
II МАТЕРИАЛЫ, УСТАНОВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ