Проблема дифференцированного и интегрированного образования
Условия, обеспечивающие эффективность интегрированного обучения:
Внешние: раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Это помогает достичь. Принципиально иных результатов в развитии ребёнка-того уровня, который позволит ему обучаться в массовом учреждении; желание родителей обучать ребёнка вместе с «нормальными» детьми, стремление и готовность родителей реально помогать своему ребёнку в процессе обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребёнку квалифиц. коррек. помощь.
Внутренние: уровень психофизического и речевого развития ребёнка, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
Возможность овладения общим стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению.
Модели интеграции: временная, частичная, комбинированная, полная.
Показатели эффективности инт. об: успешность усвоения образовательного стандарта, устойчивость к негативному влиянию социума, развитие коммуникативных навыков, наличие трудовых умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни воспитанников; творческая активность, возможность раскрытия творческого потенциала личности.
+ инт: дети с особыми нуждами воспринимаются как полноправные члены общества; ребёнок с огр. возм. не отделён от коллектива «нормальных» детей, что способствует социальной адаптации; посещающий массовую школу ребёнок не оторван от семьи; «нормальные» дети учатся воспринимать особых детей как нормальных членов общества.
- инт: реб., участь в обычном классе, не всегда получает коррекционную помощь в необходимом объёме; реб. с особыми нуждами требует уделения со стороны учителя много внимания, что негативно сказывается на других учениках; специалисты разных областей спец образ не всегда доступны всем школам.,; увеличивается риск дискриминации со стороны одноклассников. Реб с особ нуждами сложно найти друзей среди однокл.
Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха.
Воспит -процесс целенаправленного формирования личности. Это спец организ., управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющая своей конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу.
Современное понимание воспитания - эффективное взаимодействие сотрудничества воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
В системе непрерывного образования лиц с нарушениями слуха важную часть составляет специальное ДУ. В России существует дифференцированная система ДУ для детей с нарушениями слуха (НС) раннего и дошкольного возраста. Глухие и слабослышащие дети могут обучаться в различных образовательных учреждениях:
1. Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей.
ДОУ компенсирующего вида для детей с НС открываются органами при условии достаточного числа глухих и слабослышащих детей. Группы ДОУ компенсирующего вида для детей с НС комплектуются по решению методико- психолого- педагогической комиссии.
В ДОУ принимают детей 1,5 -2 года. Процесс воспитания и обучения зависит от сроков поступления в детский сад (с2-3 лет)рассчитан на 5 лет или на 4 года.
В детских садах компенсирующего вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух и более нарушений).
2. Детские сады комбинируемого вида.
В состав таких детских садов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с НС. в зависимости от состояния слуха и речи при ДОУ создаются группы для глухих и слабослышащих детей. Совместное воспитание глухих и слабослышащих детей водной группе не рекомендуется.
3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида.
Здесь возможно интегрированное обучение глухих и слабослышащих или позднооглохших дошкольников со слышащими. Для детей с НС могут быть организованы индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с учителем дефектологом (сурдопедагогом, логопедом).
Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах - интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.
Группы рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети от 2- 3 лет. В случае необходимости организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявления НС, текущие заболевание ребенка) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к первому классу.
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей.
В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей.