Виды самостоятельной деятельности студентов в период педагогической практики
Первая неделя практики – это время, необходимое для адаптации студентов к социальной роли учителя и условиям работы в незнакомом коллективе. Адаптационный период предполагает основательную ориентацию в педагогической действительности: изучение организации учебно-воспитательного процесса в данном учреждении образования, установление деловых отношений с учителями-предметниками и классными руководителями, осмысление задач и перспектив своей работы в период практики. В течение первой недели студенты встречаются с руководителями школы, учителями, знакомятся с классом, к которому прикреплены для ведения учебной и внеурочной работы, посещают уроки и классный часы, изучают календарно-тематические планы учителей-предметников, планы воспитательной работы классных руководителей, работают с классными журналами. Они ведут наблюдение за классом, анализируя его организованность, сплоченность, дисциплинированность, отношение к различным видам деятельности, поручениям, требованиям; беседуют с педагогами с целью получения представлений об интересах, склонностях, учебных возможностях, личных проблемах школьников; получают консультацию методистов и тем самым накапливают необходимую информацию, облегчающую начальный этап учительствования.
Обсуждение перспектив работы во время практики приводит студента к составлению индивидуального плана работы, который в календарной последовательности отражает различные виды деятельности практиканта как учителя и классного руководителя. План включает такие разделы, как: «Учебная работа», «Воспитательная работа», «Внеурочная работа по предмету». Этот документ, если он достаточно четок и конкретен, позволяет начинающему учителю организовать себя «в пространстве и во времени», в череде текущих дел не утратить основные идеи и ориентиры.
Особые волнения студентам доставляют первые уроки. Они требуют напряженной творческой работы и, не случайно, впечатления о них часто остаются на всю жизнь. Для успешной подготовки и проведения уроков необходимо изучить учебники и методические пособия по предмету, проанализировать темы и разделы учебной программы на период практики, актуализировать знания теории и методики обучения, приобретенные в процессе учебных занятий в вузе, припомнить модели и алгоритмы уроков, расширить знания о приемах создания благоприятных условий преподавания и учения, дисциплинарных воздействиях и т.д. (Приложение 1)
Важно с первых дней практики посещать уроки разных учителей, анализировать их способы деятельности, осмысливать закономерности успехов, положительные стороны работы для собственного личностно-профессионального развития. В процессе наблюдения уроков необходимо не только фиксировать действия учителей и учащихся, но и понимать целесообразность этих действий, обосновать их с точки зрения педагогической теории. Обсуждение урока – не столько оценка работы учителя, сколько видение разнообразных проблем урока, повторение важных вопросов теории обучения и творческий перенос их в практику, расширение опыта оценочной деятельности, развитие аналитических умений. (Приложение 1)
Планируя воспитательную работу с классом, студент за основу берет план классного руководителя, который помогает осознать содержательные ориентиры деятельности, стратегию и тактику воспитания, увидеть общие перспективы и конкретные пути решения воспитательных задач, убедиться, что воспитательная работа классного руководителя есть не что иное, как организация жизни и деятельности учащихся, направленная на формирование у них ценностных отношений к окружающей действительности, развитие личностных качеств. (Приложение 2).
В период практики студент обстоятельно знакомится с системой воспитательной работы классного руководителя, методами и приемами его взаимодействия с классом и отдельными учащимися.
Обсуждая с классным руководителем цели и задачи класса, формы планируемой работы, предстоящие дела и события, студент определяет содержательные ориентиры своей деятельности, отбирает конкретные направления работы с детьми, определяет меру участия в подготовке внеурочных дел, уточняет сроки их проведения, оформляет план воспитательной работы и знакомит методиста с его содержанием. (задание 1)
Для расширения опыта воспитательной работы студент посещает внеурочные занятия (классные и информационные часы, турниры, конкурсы, познавательные игры), проводимые в закрепленном классе и одно из них анализирует по предложенной схеме. (задание 2)
При планировании воспитательной работы студент определяет, какое из внеурочных занятий будет зачетным. Зачетное (ключевое) мероприятие – дело, вытекающее из интересов и потребностей конкретного класса, уровня воспитанности детей, возможностей школы, социального окружения. Например, конкурс любознательных, литературный ринг, игра-путешествие «Секреты мастерства», устный журнал «Мой город», познавательная игра «Сокровища мудрости», эстафета веселых состязаний, беседа «Что влияет на нашу судьбу», информационный час «Гражданином быть обязан» и т.д. (Приложение 2). Зачетное мероприятие детально продумывается и тщательно готовится. Оно требует от студента максимального проявления своих знаний, способностей, умений, как на этапе подготовки, так и во время проведения. К зачетному мероприятию студент заранее пишет подробный конспект, знакомит с ним классного руководителя, затем предъявляет методисту на утверждение. (задание 3)
Педагогическая практика – это профессиональный старт в приобщении будущего учителя к передовому опыту, это проявление внимания, интереса к наработкам педагогов, добившихся серьезных успехов в деле обучения и воспитания. Знакомство с опытом мастеров педагогического труда позволит высветить острые проблемы современной школы и грамотно обосновать подходы к решению этих проблем, увидеть сочетание традиций и инноваций в организации учебно-воспитательного процесса. Выполнение задания «Презентация учителя-мастера» поможет студенту проникнуть в творческую лабораторию учителя, изучить его «трудовые накопления», осмыслить его методику работы и секреты мастерства, увидеть напряженность учительских будней. Это задание потребует от студента проявления исследовательской позиции по отношению к творческой индивидуальности педагога и его опыту: использование наблюдения, анкетирования, собеседования и других методов по сбору, обработке и представлению необходимой информации. (задание 4)
Педагогическая деятельность требует постоянной рефлексии –размышлений над собственным профессиональным поведением с точки зрения его педагогической эффективности. Это, прежде всего, самоанализ и самооценка достижений, возможностей, профессионально важных качеств. Как известно, рефлексия – это психическая деятельность человека, в ходе осуществления которой он делает свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Рефлексивное отношение учителя к собственной деятельности является одним из важнейших условий более глубокого осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования своей работы. Поэтому студентам предлагается на заключительном этапе практики выполнить задания на рефлексию и дать себе полный и ясный отчет о результатах педагогического труда. (задание 5)