Технологии аудиторной работы
Традиционные технологии: лекции, семинары, практические занятия.
Технологии проблемного обучения: защита рефератов, ЦОР, анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, ролевые игры, дискуссии, просмотр видеоуроков и внеклассных занятий и их анализ.
Технология внеаудиторной работы
Традиционные технологии:
- подготовка к семинарам и практическим занятиям, написание реферата, подготовка доклада, посещение и анализ уроков и внеклассных занятий.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
- написание творческих работ, подготовка презентаций на педагогические темы, создание педагогических проектов, подготовка ЦОР.
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных заданий.
В соответствии с ФГОС самостоятельная работа занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы.
Основное содержание самостоятельной работы студентов – изучение и конспектирование учебной литературы. К данной литературе можно отнести : учебники, учебные и методические пособия, первоисточники: работы известных отечественных и зарубежных ученых, монографии, публикации в журналах.
Для уточнения сущности и содержания педагогических понятий и категорий необходимо обращение к энциклопедическим словарям и справочной литературе.
Помимо этого, для систематизации знаний, студент, в ходе изучения учебной дисциплины «Педагогика», должен подготовить реферат по темам, в соответствии с вопросами семинарских занятий. Темы выбираются в начале изучения дисциплины. Содержание может соответствовать выступлению на семинарском занятии.
Структура реферата включает 6 введение- с обоснованием выбора темы, основную часть, раскрывающую содержание и заключение со списком литературы, оформленным в соответствии с установленными требованиями. В реферате может звучать авторская позиция по поводу изложенных положений.
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Часа
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак.час/зач.ед.) | ||||
Подготовка к практическим/семинарским | Разработка ЦОР | Подготовка рефератов, докладов, презентаций | Решение пед.задач ситуаций | Работа с первоисточниками, нормативными документами | ||
Введение в научную педагогику | ||||||
Основы управления системами образования | ||||||
Теория обучения | ||||||
Теория воспитания | ||||||
История педагогики и образования |
План-график самостоятельной работы студентов
Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Виды самостоятельной работы | Сроки | Форма контроля | |
обязательная | дополнительная | ||||
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям | Введение в научную педагогику | ||||
Основы управления системами образования | |||||
Теория обучения | |||||
Теория воспитания | |||||
История педагогики и образования | |||||
Разработка ЦОР | Введение в научную педагогику | ||||
Основы управления системами образования | |||||
Теория обучения | |||||
Теория воспитания | |||||
История педагогики и образования | |||||
Подготовка рефератов и докладов, презентаций | Введение в научную педагогику | ||||
Основы управления системами образования | |||||
Теория обучения | |||||
Теория воспитания | |||||
История педагогики и образования | |||||
Решение пед.задач ситуаций | Введение в научную педагогику | ||||
Основы управления системами образования | |||||
Теория обучения | |||||
Теория воспитания | |||||
История педагогики и образования | |||||
Работа с первоисточниками, нормативными документами | Введение в научную педагогику | ||||
Основы управления системами образования | |||||
Теория обучения | |||||
Теория воспитания | |||||
История педагогики и образования |
Тематика рефератов и ЦОР
Раздел 1, 2.
1.Основные этапы развития педагогики.
2. Предметология педагогики.
3. Методология педагогики.
4. Основные этапы развития системы образования в России Х-ХХI вв.
5. Школа как система. Основные органы управления и их функции.
6. Методическая работа в школе. Сущность и содержание.
Раздел 3.
1. Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.
2. Принципы современного обучения.
3. Подходы к отбору содержания образования в истории дидактики.
4. Проблема содержания образования в современной школе.
5. Гуманизация и индивидуализация обучения в современной начальной школе.
6. Проблема метода в истории дидактики.
7. Подходы к классификации методов в современной дидактике.
8. Самостоятельная работа как метод обучения.
9. Дидактическая игра как метод обучения.
10. Исследовательский метод обучения в современной начальной школе.
11. Экскурсия как форма организации образования младших школьников.
12. Современный урок и требования к нему.
13. Домашнее задание и его дидактические функции.
14. Роль семьи в организации выполнения домашней учебной работы младших школьников.
15. Оценка и отметка в современной школе.
16. Характеристика систем развивающего обучения (две любых на выбор).
17. Возможности использования проблемного обучения в начальной школе.
18. Неуспеваемость младших школьников и ее причины.
19. Пути развития познавательных интересов младших школьников.
20. Организация групповой работы на уроке в начальной школе.
21. Контроль и оценка в обучении младших школьников.
22.Особенности применения словесных методов в начальной школе.
Раздел 4.
1.Современные воспитательные системы.
2. Гуманистическая воспитательная система школы Амонашвили.
3.Духовно-нравственное воспитание младших школьников: сущность, специфика, задачи.
4.Особенности воспитания младших школьников в современных условиях.
5.Формированрие межнациональной толерантности младших школьников.
6. Воспитание как фактор социализации младших школьников.
7. Принцип гендерного подхода в воспитании.
8. Принцип учета индивидуальных особенностей.
9. Метод проектов в воспитании младших школьников.
10.Актуальные проблемы нравственного воспитания младших школьников.
11. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании младших школьников.
12.Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.
13. Педагогическое взаимодействие: сущность, принципы.
14. Личностно-ориентированный подход и методика индивидуальной работы с учащимися.
15. Гражданское воспитание младших школьников.
16. Проблема формирования коллектива в современной начальной школе.
17. Педагогика сотрудничества как модель современной начальной школы.
18.Актуальные проблемы трудового воспитания на современном этапе.
19. Актуальные проблемы эстетического воспитания.
20.Личность младшего школьника как субъект и объект воспитания.
Раздел 5.
1.Проблема нравственного воспитания в истории зарубежной педагогики.
2. Гуманистические идеи эпохи Возрождения.
3. Принцип свободного воспитания в истории зарубежной педагогики.
4. Проблема целей воспитания в истории зарубежной педагогики.
5. Принцип природосообразности в педагогических теориях Западной Европы.
6. Проблема учителя и его подготовки в наследии зарубежных педагогов.
7. Идея народности воспитания в русской педагогике 19 века.
8. Проблемы нравственного воспитания в русской педагогической мысли 19 века.
9.Проблема воспитания в коллективе в трудах советских педагогов.
10. Идеи трудового воспитания в педагогических трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
11.Проблема развития детского творчества в наследии Л.Н. Толстого.
12. Идея развивающего обучения в трудах русских педагогов.
13.Вопросы женского воспитания и образования в русской педагогике 19 века.
14.Взаимодействие общественного и семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
15. Идея трудовой школы в педагогических трудах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.