Обзор диагностических методик, используемых для изучения детско-родительских отношений в диаде «родители - ребенок»
1. Методика измерения родительских установок и реакций (РА). Авторы: Е.С. Шефер, Р.К. Белл. Цель: изучение установок родителей на воспитание ребенка, отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (см.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск, 1992. – С. 188-198).
2. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ). Авторы: Э.Г. Эйдемиллер. Цель: выявление нарушений во взаимоотношениях родителей и ребенка и их причин (см.: Детская психодиагностика и профориентация / Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-наДону, 1999. – С. 289-301).
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин. Цель: изучение особенностей родительской позиции по отношению к своему ребенку (см.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. – С. 328-334).
4. Шкала степени отверженности ребенка в семье (см.: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 391-399).
5. Опросник для родителей «Типы воспитания в семье» (см.: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 401-409).
6. Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (см.: Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – С. 29-49).
Для изучения родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений используется также непосредственное наблюдение за взаимодействием родителей и детей в продуктивной, игровой деятельности (например, совместное рисование родителя и ребенка), изучение рассказов родителей о реальном взаимодействии с ребенком, которое они дают в ходе групповой работы, анализ родительских сочинений «Мой ребенок», методика «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной, самоанализ родителями характера общения с ребенком (например, шкала общения родителей с ребенком А.И. Баркан).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте основные понятия, которые используются для анализа детско-родительских отношений.
2. Как вы понимаете понятия «хорошие» и «плохие» родители?
3. Какие стили воспитания могут встретиться в неполной семье, многодетной семье и семье с единственным ребенком?
Литература
Основная литература
1. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1987.
2. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990.
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
5. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. - Т. 2.
7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М., 2000.
9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
Дополнительная литература
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
2. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
3. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
5. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. - № 6.
6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
7. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. – СПб., 1997.
8. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
Родительская любовь к детям
Вопросы для обсуждения
1. Основные характеристики родительской любви. Виды родительской любви.
2. Мотивы воспитательной деятельности родителей.
3. Способы выражения любви к детям.
4. Сформулируйте свою точку зрения на следующие вопросы:
§ Любить и выражать любовь – в чем разница?
§ Что такое «эмоциональный резервуар ребенка»?
§ Проблема приватности между членами семьи.
Литература
1. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992. – С. 19-25.
2. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Б о д а л е в а . – М., 1989. – Гл. 1.
3. Ле Шан Э . Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990. – Гл. 2.
4. Фромм А . Азбука для родителей. – М., 1994. – С. 226-228.
Занятие 2
Факторы, влияющие на отношение матери к ребенку
Вопросы для обсуждения
1. Материнство как психологический феномен.
2. Классификации различных типов отношения матери к ребенку.
3. Мотив рождения ребенка как фактор его эмоционального неприятия.
4. Этапы формирования субъектного отношения матери к ребенку.
5. Психологическое проектирование в отношениях матери и ребенка.
Литература
Основная литература
1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. С м и р н о в о й . – М., 2001. – С. 111-120.
2. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношения между матерью и ребенком // Вопросы психологии. – 2000. - № 3. – С. 67-81.
3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 10-12.
4. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. – Т. 1. - С. 27-33, 95-101.
5. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. – С. 282-308.
Дополнительная литература
1. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. – Т. 2. - С. 34-38 .
2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – С. 47-49.
3. Детство: Педагогический альманах «У родного очага». - СПб., 1999. – С. 77-93.
4. Искольдский Н. В. Исследования привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. – 1985. - № 6.
Занятие 3