Тема: Процесс обучения как целостная система

Практическое занятие № 1

Тема: Научное педагогическое исследование

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «научное педагогическое исследование».

2. Уровни педагогических исследований.

3. Этапы научного исследования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Познакомьтесь с 2 курсовыми работами студентов. Определите уровень исследования.

2. Прочитайте студенческую научную работу, определите результативность научного исследования.

3. Прочитайте статью в сборнике научных работ, в научном журнале, определите:
а) этапы научно-педагогического исследования; б) задачи каждого этапа исследования.

Тема:

Этапы исследования Научно-педагогические задачи
   

4. Выберите правильный ответ.

4.1. Какой из опытов вероятнее всего можно отнести к научно-педагогическому эксперименту?

а) Опыт укрупнения дидактических единиц усвоения математического учебного материала.

б) Опыт химической реакции, демонстрируемый на уроке.

в) Опыт проведения выборов директора школы.

г) Опыт массового медицинского обслуживания детей.

4.2. Какую из указанных здесь бесед можно отнести к методу научно-педагогического исследования?

а) беседа с учащимися на уроке, преследующая цель подвести их к пониманию устройства компаса;

б) беседа с учителем, в процессе которой выявляются используемые им приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

в) беседа директора школы с учеником, нарушившим дисциплину;

г) беседа с родителями о воспитании детей в семье.

4.3. Какой из предложенных примеров наблюдений можно отнести к методу научно-педагогического исследования?

а) учитель наблюдает «за тишиной» на уроке;

б) учитель ведёт наблюдение за интеллектуальным развитием воспитанников в условиях обучения по программе высокого уровня сложности;

в) дежурный учитель наблюдает за порядком в гардеробе;

г) воспитатель вместе с учениками наблюдает за появлением на небосклоне радуги.

Литература:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – 32-61.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999. – С. 43-71.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1998. – С. 93-111.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2002.

Практическое занятие № 2

Тема: Теоретические методы исследования в педагогике

Вопросы для обсуждения:

1. Система методов педагогического исследования.

2. Методы теоретического исследования.

Задания для самостоятельной работы:

Индуктивный метод

1. Прочитайте работу Я.А. Коменского "Великая дидактика" (гл. XXVII, XXVIII, XXIX, XXX, XXXI).

Ответьте письменно на вопросы:

1. Какую возрастную периодизацию установил Я.А. Коменский?

2. Какую систему школ предложил Я.А. Коменский?

2. "Воспитание, образование, среда, деятельность – факторы развития личности". Докажите данное высказывание, используя цитаты работ философов и педагогов.

Реферирование

3. Подготовить реферат, раскрывающий один из методов эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, беседа, изучение продуктов детской деятельности). Выбор метода по желанию студента. Объем 1-2 стр.

Моделирование

4. Напишите модель личностных качеств педагога

10 положительных качеств 10 отрицательных качеств
     

5. Представьте себя педагогом. Укажите:

ü какие из выше перечисленных качеств Вам присущи:

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

ü какие качества необходимо формировать:

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………..

Конспектирование

6. По учебнику Сластенина В.А. и др. законспектируйте главу VI "Методология и методы педагогического исследования".

Классификация

7. Классифицируйте перечисленные методы педагогического исследования.

Анализ, наблюдение, анкетирование, регистрация, синтез, обобщение, беседа, интервьюирование, социометрия, шкалирование, метод независимых характеристик, моделирование, эксперимент, математический обсчет данных.

Теоретические Эмпирические Математические
     

Литература:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – 32-61.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999. – С. 43-71.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1998. – С. 93-111.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2002.

Практическое занятие № 3

Тема: Система образования Российской федерации

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «системы образования».

2. Основные факторы развития системы образования.

3. Особенности системы образования, ее развитие в различных странах.

4. Характеристика системы образования РФ.

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитайте материалы учебников:

Подласый И.П. Педагогика. – Т.1.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999. – С. 463-473.

2. Выпишите из Конституции РФ статьи об образовании.

3. Выпишите понятие «система образования», принципы построения системы образования.

4. Составьте схему «Структура системы образования России», используя конспект главы 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Заполните таблицу.

Уровень образования Задачи образовательного этапа Типы учебных заведений
     

6. Подготовьте сообщение на тему: «Характеристика систем образования разных стран».

7. Детально познакомьтесь с историей высшего учебного заведения, в котором обучаетесь.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации».

Практическое занятие № 4

Тема: Процесс обучения как целостная система

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность процесса обучения, его двусторонний характер.

2. Движущие силы и структура обучения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выберите правильный ответ.

Дидактика – это:

а) теория обучения и образования;

б) теория воспитания;

в) теория обучения;

г) теория обучения, образования и воспитания.

2. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения:

непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Подчеркните те, которые относятся к процессу обучения.

3.Заполните таблицу. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?

Этапы деятельности учителя Этапы деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Процессы запоминания
  Упражнение
  Самоконтроль

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.,2000.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.,1990.

3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.,1984.

4. Сорокин Н.А., Шайденко Н.А. Дидактика. – Тула,1993.

Наши рекомендации