Особенности организации и методики. Тренинговые группы (Т-группы) – это небольшие временные объединения людей

Тренинговые группы (Т-группы) – это небольшие временные объединения людей, имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и раскрытия, формируются в составе 5-25 человек. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников, тогда в ней возникают особые процес­сы, способствующие самораскрытию участников.

Совместная деятельность в тренинге строится по законам общения. Учащиеся здесь – не объект воз­действия, а субъекты процесса. Благодаря этому идёт открытое общение, а отнюдь не навязы­вание знаний и оценок взрослого.

В помещении для заня­тий должна быть возможность свободного передвижения участни­ков, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

Немаловажным условием успешности работы является оборудованность занятий техническими средствами (видеокамерой, магнитофоном, видеомагнитофоном, диапроектором), игрушками, карточками, красками, бумагой, хоро­шей учебной доской и цветным мелом (либо фломастерами), художественными репродукциями. Тренинговый метод базируется на воображаемых ситуациях, и предметно-техническое обставление должно способ­ствовать работе воображения, психологической рас­крепощенности, образному представлению как опоре абстрактного мышления.

Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). Запись занятия делается только с согласия членов группы.

Наибольший эффект достигается при работе крупными временны­ми блоками – погружениями на 3-4 часа или да­же более за одно занятие. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы. Наиболее глубокое погружение в необычную «тренинговую ре­альность» достигается, если тренинг длится 5-6 и более дней.

В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания (лучше проводить сдвоенные уроки).

Микротренинги (одноразовые) могут быть скомпонованы в целостную систему (тренинг-марафон), в которой каждый последующий логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и в плане выявления спо­собностей учеников, создания условий для их реализации.

В течение учебного года учащиеся осваивают различные формы организации тренинга: разновиднос­ти ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. Для конкретных задач имеются подробные ме­тодические разработки сценариев и рекомендации по проведению тренингов, где определена последовательность шагов учителя и учащихся. Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию. Чёткий алгоритм действий помога­ет осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат.

Этапы тренинга

В каждом тренинге различают три этапа: 1) подготовительный, 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный.

Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуваже­ния, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствую­щий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает возможные неудачи, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»).

Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия.

На подготовительном этапе тренинга более активен учитель (экстраактивный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи учителя будут звучать визуальные, аудиальные, кине­стетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопони­мания, вызовет интерес к теме.

От ведущего требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностного взаимодействия. Должны быть созданы условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теп­лом, он имеет возможность искренне заботиться о других участни­ках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рас­считывать на их помощь и поддержку.

Оценка ребёнка ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репу­тацию в коллективе одноклассников.

Наосновном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность).

Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности ее содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязан­ных фаз.

Первая фазанаправлена на осознание участниками сво­их личностных особенностей и оптимизации отношения к се­бе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание уча­стников тренинга на собствен­ной личности, на своих представлениях о самом себе, пережи­ваниях, мыслях, привычных способах поведения.

Вторая фазанаправлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и опти­мизацию межличностных отно­шений с окружающими (друзьями, коллегами, админист­рацией, членами семьи и т.д.). Осо­бое внимание уделяется разви­тию психологических возмож­ностей личности, её социально-перцентивных и коммуникатив­ных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличност­ном взаимодействии.

Роль ведущего на этой фазем этапе – направляю­щая, поддерживающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятельной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их общении, оказывает поддержку. При работе учащихся в паре, в четвёрке возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальней­шую деятельность группы. Поэтому важно контролировать ситуацию, вовремя прийти на помощь, подвести ребят к компромиссу, взаимной уступке, апеллируя к их достоинствам, призы­вая к совместному поиску выхода из ситуации.

Третья фазаориентиро­вана на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттер­нов, отработку умений само­анализа своей де­ятельности, а также на способы высвобождения своего творче­ского потенциала.

На заключительном этапе (этапе рефлексии, интраактивности) учитель и учащиеся анализируют и оце­нивают результаты работы.

В тренингах большее зна­чение имеет не сам игровой процесс, дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий каналы творчес­кой инициативы и спонтаннос­ти, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.

Наши рекомендации