Особенности организации и методики. Тренинговые группы (Т-группы) – это небольшие временные объединения людей
Тренинговые группы (Т-группы) – это небольшие временные объединения людей, имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и раскрытия, формируются в составе 5-25 человек. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников, тогда в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников.
Совместная деятельность в тренинге строится по законам общения. Учащиеся здесь – не объект воздействия, а субъекты процесса. Благодаря этому идёт открытое общение, а отнюдь не навязывание знаний и оценок взрослого.
В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.
Немаловажным условием успешности работы является оборудованность занятий техническими средствами (видеокамерой, магнитофоном, видеомагнитофоном, диапроектором), игрушками, карточками, красками, бумагой, хорошей учебной доской и цветным мелом (либо фломастерами), художественными репродукциями. Тренинговый метод базируется на воображаемых ситуациях, и предметно-техническое обставление должно способствовать работе воображения, психологической раскрепощенности, образному представлению как опоре абстрактного мышления.
Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). Запись занятия делается только с согласия членов группы.
Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками – погружениями на 3-4 часа или даже более за одно занятие. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы. Наиболее глубокое погружение в необычную «тренинговую реальность» достигается, если тренинг длится 5-6 и более дней.
В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания (лучше проводить сдвоенные уроки).
Микротренинги (одноразовые) могут быть скомпонованы в целостную систему (тренинг-марафон), в которой каждый последующий логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и в плане выявления способностей учеников, создания условий для их реализации.
В течение учебного года учащиеся осваивают различные формы организации тренинга: разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. Для конкретных задач имеются подробные методические разработки сценариев и рекомендации по проведению тренингов, где определена последовательность шагов учителя и учащихся. Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию. Чёткий алгоритм действий помогает осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат.
Этапы тренинга
В каждом тренинге различают три этапа: 1) подготовительный, 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный.
Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает возможные неудачи, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»).
Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия.
На подготовительном этапе тренинга более активен учитель (экстраактивный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи учителя будут звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме.
От ведущего требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностного взаимодействия. Должны быть созданы условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.
Оценка ребёнка ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одноклассников.
Наосновном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность).
Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности ее содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз.
Первая фазанаправлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения.
Вторая фазанаправлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, коллегами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, её социально-перцентивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.
Роль ведущего на этой фазем этапе – направляющая, поддерживающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятельной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их общении, оказывает поддержку. При работе учащихся в паре, в четвёрке возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность группы. Поэтому важно контролировать ситуацию, вовремя прийти на помощь, подвести ребят к компромиссу, взаимной уступке, апеллируя к их достоинствам, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.
Третья фазаориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа своей деятельности, а также на способы высвобождения своего творческого потенциала.
На заключительном этапе (этапе рефлексии, интраактивности) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы.
В тренингах большее значение имеет не сам игровой процесс, дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.