Смысложизненые ориентации

В) Практическая часть

Вывод

Введение

В переломные для человечества моменты истории всегда возрастал интерес к ценностным ориентациям личности и общества. Сложные перестройки в социально-экономической сфере жизни человека и общества не могут не влиять на динамику развития ценностных ориентации. Изменения социальных условий ведет к смене жизненных параметров, способов удовлетворения потребностей и реализации базовых ценностей. Из этого следует, что история человечества характеризуется эволюцией ценностных ориентаций, а также перестройками в ценностной иерархии. С другой стороны с появлением сознания у человека возник извечный вопрос: «Зачем я живу? В чем смысл моего существования?». В своей работе я попытаюсь проанализировать ценности и смысложизненные ориентации среди студентов медицинского вуза.

Ценностные ориентации

Первым из философов античности, кто пытался найти ответ на вопросы о том, что такое благо, добродетель и красота, был Сократ. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. Аристотель впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные» : душа, ум) и хвалимые (оце­ненные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота). Высшим благом у Аристотеля яв­ляются добродетели («аретэ») этические ценности.

Таким образом, зачатки понятия «ценность» были заложены древнегреческими философами, и вплоть до середины XIX века проблемой ценностных ориентаций занималась исключительно философия. История изучения ценностей в психологии намного короче, чем история изучения ценностей философией.

Э. Дюркгейм анализировал взаимо­влияние ценностно-нормативных систем личности и общества. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов. Дюркгейм полагает, что «шкала ценностей оказывается, таким образом свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Последние находят вне себя уже устоявшуюся клас­сификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться». Механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее принятие им социальных ценностей посредством внешнего принуждения.

В работах М. Вебера, У. Томаса, Т. Парсонса принятие личностью ценностей общества выступает как пос­ледовательный процесс. М. Вебер, понимающий под ценностя­ми установки той или иной исторической эпохи, выделяет две стадии формирования «культурно-исторической индивидуально­сти». Им разделяются субъективная оценка объекта и «отнесе­ние к ценности». У Томаса ценности носят «ситуа­тивный» характер. Центральное место в их теории занимает по­нятие «социальная ситуация», включающее как объективно суще­ствующие социальные ценности, так и субъективные установки. Формирование системы ценностей личности происходит при «оп­ределении ситуации» индивидом посредством их взаимодействия и соперничества.

В австрийской психологической школе ценности понимаются как исключительно субъективный феномен. По X. Эренфельсу, ценность объекта определяется его желаемостью, которая, в свою очередь, опре­деляется возможностью получения удовольствия. Иерархия ценностей, таким образом, выстраивается, исходя из способнос­ти объектов приносить, удовольствие либо неудовольствие.

В бихевиоризме ценности оказываются полностью исключенными из сферы научного изучения человеческой при­роды. Для бихевиористов «этика, мораль и ценности - не более чем результат ассоциативного научения»

По мнению Э. Фромма, человек оказы­вается связанным с миром посредством процессов ассимиля­ции (приобретая и потребляя вещи) и социализации (устанавли­вая отношения с другими людьми). Особенности проявления и соотношения этих процессов формируют тот или иной тип соци­ального характера, принадлежность к которому и определяет на­правленность личности на соответствующую систему ценностей.

А. Маслоу подходит к проблеме ценностных ориентаций с позиции теории мотивации или самоактуализации, которая характеризуется наличием сверхэмпирических потребностей. Эти потребности и определяют ценностные ориентации и жизненные установки личности.

Г. Оллпорт считает, что источником большинства ценностей личности является мораль общества, выделяет также ряд ценно­стных ориентации, не продиктованных моральными нормами, например, любознательность, эрудиция, общение и т.д. Мораль­ные нормы и ценности формируются и поддерживаются посред­ством внешнего подкрепления.

М. Рокич разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности, понимая под ценностью устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими. Ценностная ориентация, так или иначе воздействует на любые общественные явления. При этом Рокич полагает, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в ценностные системы, причём все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в неодинаковой степени. Рокич разделил все ценности на терминальные (касающиеся целей индивидуального существования) и инструментальные (связанные с образом действий и достижения целей).

Практическая часть.

Среди студентов 1 курса Первого МГМУ я выбрал двадцать – десять девушек и десять юношей в возрасте от 18 до 20 лет для проведения теста М. Рокича. Тест Рокича состоит из двух частей – первая включает в себя терминальные ценности, а вторая – инструментальные. В тесте предложено расставить ценности в порядке уменьшения значимости для индивида. Собрав и обработав результаты, я получил следующие результаты :

Терминальные ценности :

Юноши Девушки:

1ое место - активная деятельная жизнь 1ое место – здоровье

2ое место – любовь 2ое место – счастливая семейная жизнь

3ье место - счастливая семейная жизнь 3ье место – любовь

4ое место – здоровье 4ое место - свобода

5ое место - материально обеспеченная жизнь 5ое – продуктивная жизнь

Инструментальные ценности:

1ое место – воспитанность 1ое место - воспитанность

2ое место – самоконтроль 2ое место – образованность

3ье место – образованность 3ье место - ответственность

4ое место – рационализм 4ое место - жизнерадостность

5ое место – независимость 5ое место – высокие запросы

Вывод: Примат здоровья у девушек, скорее всего связан с тем, что девушки уже сейчас осознают себя как будущих матерей, тем более получив знания о строении человеческого тела и о влиянии вредных факторов на развитие плода понимают важность этой ценности. Интересно, что «счастливая семейная жизнь» занимает высокие позиции и у девушек, и у юношей – этот факт можно списать на время рождения респондентов, так как период их детства пришелся на время серьезных перестроек социального строя в нашей стране, и поэтому создание семьи, как некой стабильной структуры, занимает одно из центральных положений в ценностях молодежи.

Смысложизненые ориентации

По мнению Оллпорта: «ценность, в моем понимании, - это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность»

Самого факта осознания ценностей, однако, не вполне дос­таточно для их внутреннего принятия личностью. Осмысленность ценностей, по словам В. Франкла, придает им объективный, уни­версальный характер: «как только я постигаю какую-либо цен­ность, я автоматически осознаю, что эта ценность существует сама по себе, независимо оттого, принимаю я ее, или нет». Франкл вводит представление о ценностно-смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения

Предпочтение отдается ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается, прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными.

Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.

Новаторство подхода Франкла связаны с выделением третьей группы ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание - ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл.

Практическая часть.

Цель проведения данного исследования – изучение смысложизненных ориентаций среди студентов 1 курса Первого МГМУ им. Сеченова в возрасте от 18 до 20 лет.
Результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека. Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life).

На русском языке тест PIL впервые был адаптирован К. Муздыбаевым. На основе версии К. Муздыбаева Д.А. Леонтьевым был разработан и адаптирован еще один отечественный вариант PIL, названный им «Тестом осмысленности жизни» (ОЖ).
В результате исследования факторной структуры теста ОЖ Д.А. Леонтьевым было установлено, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. По его мнению, выделенные ими факторы представляют собой составляющие смысла жизни личности. На основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

СЖО юноши
Цель в жизни 35,5
Процесс жизни или интерес 29,6
Результативность жизни 27,5
Локус контроля - Я 22,4
Локус контроля - жизнь 31,8
СЖО девушки
Цель в жизни 34,8
Процесс жизни или интерес 31,2
Результативность жизни 25,8
Локус контроля - Я 22,8
Локус контроля - жизнь 33,8

Вывод: Из результатов видно, что цели в жизни, процесс жизни, результативность находятся в норме, такие показатели могут проявляться в юношеском возрасте, когда жизненного опыта недостаточно и человек имеет достаточно наивные представления об окружающем мире. Тем не менее, результаты у девушек и юношей несколько разнятся. Так, у юношей более высокие баллы за раздел «Цель в жизни», чем у девушек; такой результат демонстрирует, что цели в жизни юноши более определены, нежели у девушки. Девушки же имеют более высокие баллы по разделам «Процесс жизни», «Локус контроля - жизнь». Из этих результатов видно, что девушки более довольны своей жизнью, чем юноши.

Вывод

Система смысложизненно-ценностных ориентаций - динамичное образование, однако основные компоненты его структуры относительно стабильны и формируются постоянно в течение жизни. В процессе обучения в университете происходит формирование медицинских значимых качеств. А ценностные ориентации представляют собой многоуровневую иерархическую динамическую систему, характер и сила изменений которой обусловлены различными факторами; что наиболее существенные изменения и становления в системе ценностных ориентаций личности происходят в период перехода от юношеского возраста к периоду зрелости, когда человек обучается в среднем специальном или высшем учебном заведении; система ценностей личности оказывает значительное влияние на выбор ими сферы будущей профессиональной деятельности, а сам этот выбор вместе с дальнейшим процессом профессионализации обусловливает изменения системы ценности личности.

С помощью теста М. Рокича для исследования системы ценностных ориентаций в работе было уставлено, что структура ценностных ориентаций студентов медицинского вуза в зависимости от пола, возраста имеет характерные особенности. Из всех терминальных ценностей большинство студентов выбирает такие ценности, как «свобода», «любовь» и «здоровье», из инструментальных ценностей - «честность», «самоконтроль» и «образованность». Это говорит о том, что среди студентов медицинского вуза сохранились представления о высоких моральных качествах, которыми должен обладать врач, а передовые позиции здоровья связаны с тем, что молодые люди осознают, что для обеспечения себя хорошим рабочим местом в мире, где главенствует конкуренция, они должны быть здоровыми.

Результаты эмпирического исследования по тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) также подтвердили гипотезу о существовании особенностей в системах смысложизненных ориентации среди студентов медицинских вузов.

Наши рекомендации