Системный подход к построению воспитательного процесса
…Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается. Наиболее популярным следует назвать определение Л. фон Берталанфи: «Система — это комплекс взаимодействующих компонентов». Однако большинство исследователей справедливо критикует данное определение за то, что оно не отражает многие существенные признаки системы. Сегодня можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система.
…Так как в практике воспитательной деятельности педагоги учебного заведения занимаются проектированием и построением воспитательной системы, являющейся одной из разновидностей многочисленного класса социальных систем, то следует дать определение именно такой системы. Мы полагаем, что воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.
Наряду с понятиями «система» и «воспитательная система» в «терминологическую составляющую» системного подхода входят, во-первых, и такие понятия, как:
- системность — отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;
- компонент — это какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями;
- элемент — минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой;
- структура — это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции;
- связь — наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;
- системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Второй составляющей системного подхода являются принципы.
Принцип целостности.Именно целостность считают главным критерием отнесения того или иного объекта к системам.
Во-первых, при моделировании и построении системы учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. К числу основных составляющих системы воспитания можно отнести пять компонентов:
а) индивидуально-групповой (администрация, учителя и сотрудники учреждения образования);
б) ценностно-ориентационный (ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы);
в) функционально-деятельносгный (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление процессом воспитания);
г) отношенческо-коммуникативный (отношения в сообществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи воспитательной системы);
д) диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы).
Во-вторых, надо осознавать, что ни один из названных компонентов не обладает интегративным качеством воспитательной системы в целом, а лишь обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию учащихся.
В-третьих, важно понять, что воспитательная система учебного заведения — не единственный фактор развития личности ребенка, а поэтому следует учитывать реальные и потенциальные возможности воспитательного влияния учащихся других социальных и природных систем.
Принцип коммуникативности (связи). Ученые не без основания утверждают, что познать систему означает, прежде всего, изучить ее коммуникации — внутренние и внешние связи. Очень близкую точку зрения о значении и роли связей в управлении социальными системами и процессами выразил академик В.М. Глушков. По его меткому замечанию, управление есть процесс дирижирования связями.
Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов.
Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.
Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров — одно из главных условий успешного становления воспитательной системы и дальнейшего ее развития. При разработке целей руководителям и педагогам необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориентирам процесса воспитания. Они должны быть:
а) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;
б) сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности;
в) трудными, но реально достижимыми;
г) конкретными, обладать временной определенностью, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
д) обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их достижения;
е) гибкими, т.е. обладать при необходимости способностью к корректировке;
ж) диагностичными.
…Принцип развития. Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и качественных изменений связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений. Он включает в себя:
- функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и ее основных частей;
- генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы.
…Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе. К сожалению, очень часто практические работники, анализируя результаты воспитательной работы за какой-то период времени, ограничивают свою рефлексивно-аналитическую деятельность осуществлением лишь морфологического и изредка структурного анализа.
…Завершая разговор о системном подходе, необходимо заметить, что системный взгляд на процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех страт (слоев) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка. Первая страта — это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся. Вторую страту составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но существует и третья страта, которую можно назвать системой педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в учебном заведении целесообразно вести работу и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательных систем классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого учащегося.
(Цитаты из работы: Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М.,2002. С.85-96.)
Приложение29