Принципы и основные категории социальной психологии
Принцип природосообразности. Человек - природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.
Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanus - человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.
Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности -- в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.
Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.
Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от не посредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности);
Категории — общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. “Категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком общества, природы, себя; являются важнейшими элементами мировоззрения людей” . В педагогике, очевидно, к таким понятиям следует отнести воспитание, обучение, образование, развитие и просвещение.
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
Сложность в определении понятие «норма» не только терминологическая, но и содержательная.Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообщениях, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а, кроме того, со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона
При этом важно помнить, что норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существует в ней. Использование понятий нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий.
Для социальной педагогики понятие «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом.
В социальной педагогике понятие «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, называющие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Социальная дезадаптация личности:понятия,характеристика
Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.
Дезадаптация личности формируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма, субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызвать различные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а также патологические нарушения функций организма человека.