Первые мероприятия по оказанию помощи слабоумным
В США первые мероприятия по оказанию помощи слабоумным начали осуществляться в то же время, что и в Европе. На развитие дела воспитания и обучения слабоумных в США оказал большое влияние опыт европейских государств.
Самые ранние попытки воспитания и обучения слабоумных в США относятся к 1818 году. В это время таких детей помещали в приют для глухонемых в г. Нартфорде. Здесь глубоких идиотов учили, как и глухонемых, жестовой речи.
В дальнейшем помощь слабоумным развивалась под влиянием деятельности Сегена и Гуггенбюля, учреждения которых посетил ряд американских врачей и общественных деятелей: доктор Самуэль Вудворд (1787—1850), доктор Амариа Бригэм (1798-1849) и др.
Движение за создание учреждений для слабоумных началось в США в 1846 году в штатах Нью-Йорк и Массачусетс.
В Нью-Йорке доктор Ф. Бакус — председатель комиссии по изучению материалов переписи населения 1845 года — установил, что среди детей и взрослых имеется значительное количество слабоумных, которые нуждаются в специальных учреждениях. Эти лица либо находятся дома, либо в домах для бедных, либо в домах для уголовников. Многие из них представляют опасность для окружающих. В связи с этим Бакус внес в сенат законопроект о создании государственных учреждений для слабоумных. Но этот проект не был принят.
В то же время Г. Баингтон поставил перед администрацией штата Массачусетс вопрос о создании комиссии по изучению положения слабоумных в штате и разработке мер помощи им. Такая комиссия была создана. Ее возглавил доктор С. Гоу (1801— 1876).
Эта комиссия добросовестно выполнила свои обязанности и представила исчерпывающее описание невежественного, жестокого и равнодушного отношения к слабоумным в штате. В ответ на этот счет комиссии штат Массачусетс выделил в 1848 году 2 тыс. 500 долларов в год на содержание экспериментальной школы для слабоумных. Школа была открыта в том же году в институте для слепых. Это было первое государственное учреждение для слабоумных не только в США, но и во всем мире. Директором данного учреждения был назначен доктор Гоу. В школу было принято десять умственно отсталых детей из самых бедных семей.
Данный эксперимент оказался настолько удачным, что по истечении трехлетнего В 1851 году и в штате Нью-Йорк был наконец утвержден законопроект о создании экспериментальной школы в г. Эбене. Для руководства школой из г. Барре был приглашен доктор Уилбур.
В 1854 году в городе Сиракузы началось строительство первого в США специального здания школы для слабоумных.
Пенсильвания была следующим штатом, который принял закон об обучении слабоумных.
В 1852 году Дж. Ричардсом была открыта частная школа для слабоумных в городе Джермантауне. Через год эта школа стала получать государственную субсидию.
В открытии первых учреждений для слабоумных и в организации их учебной деятельности большая заслуга принадлежит Эдуарду Сегену, приехавшему в США в 1848 году. Гоу, Уилбур, Ричардс и другие руководители первых школ для слабоумных неизменно пользовались советами Э. Сегена.
Постепенно учреждения для умственно отсталых стали открываться и в других штатах: в 1857 году — в Огайо, в 1860 — в Кентукки, в 1865 — в Иллинойсе. В 1866 году школы для умственно отсталых существовали в 6 штатах. В них обучалось около 1000 человек.
Все вышеперечисленные учреждения для слабоумных, хотя и назывались школами, не были таковыми в полном смысле слова. Это были закрытые учреждения, которые обслуживали детей с достаточно глубокими формами умственной отсталости. Содержание обучения в этих школах ничем не регламентировалось, не было учебных планов, программ.
В отличие от европейских государств, где первые учреждения для слабоумных имели чисто благотворительный характер, в США они были государственными и полугосударственными. Воспитанников бедных родителей называли государственными стипендиатами. За детей состоятельных родителей взималась плата. Эти дети помещались в лучшие условия: они имели отдельные комнаты, получали особое питание.
Во второй половине XIX века, после выхода в свет работ Б. Мореля о вырождениях (1857), Ф. Гальтона по евгенике (1865), гуманистические тенденции и энтузиазм первых деятелей американской дефектологии стали встречать сопротивление со стороны части общества.
Эти работы вызвали панику в американском обществе. Высказывалось мнение, что над американским народом нависнет угроза вырождения, если не будут приняты меры по изоляции слабоумных, дающих неполноценное потомство — преступников, проституток, нищих. Следует отметить, что в конце XIX века и среди энтузиастов-дефектологов зарождались настроения пессимизма во взглядах на перспективы развития помощи слабоумным. Поводом к этому послужило то обстоятельство, что по истечении срока пребывания в специальных учреждениях далеко не все умственно отсталые оказывались в состоянии вести самостоятельную жизнь в обществе. Стало очевидным, что специальные учреждения для слабоумных могут выполнить свою социальную задачу, если они будут дифференцированы по контингенту обслуживаемых воспитанников, по своим задачам, по содержанию учебно-воспитательной работы. Для одних слабоумных нужны только приюты с целью опеки, для других — школы, для третьих — мастерские.