Описание последовательности действий студента
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 050144 «Дошкольное образование»
Составитель: Забродина Э.А.,
преподаватель филиала ГАОУ МО СПО «МПК»
г. Апатиты
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по изучению дисциплины
1.Методические рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
2. Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию.
3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
4. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации (зачету, дифференцированному зачету экзамену).
Учебно-методические материалы по дисциплине
1 Учебно-методическое обеспечение лекций, практических занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов.
Словарь терминов
Фонд оценочных средств по дисциплине
1. Учебно-методическое обеспечение текущего контроля по дисциплине. Критерии оценки успеваемости.
2. Учебно-методическое обеспечение промежуточной аттестации студентов. Критерии оценки успеваемости. 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫМДК.05.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» 5
1.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина позволит систематизировать знания будущих специалистов по коррекционной педагогике, даст представления об основных формах, методах и направлениях социально-педагогической работы с различными категориями детей на современном этапе развития общества. Студентам необходимо самостоятельно овладевать новым материалом, формировать навыки самостоятельного умственного труда, профессиональные умения, развивать самостоятельность мышления, формировать волевые черты характера, способность к самоорганизации.
Студентам рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
– изучение конспекта лекции в тот же день после лекции – 10 – 15 минут;
– повторение лекции за день перед следующей лекцией – 10 – 15 минут;
– изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю;
– подготовка к практическому занятию – 1,5 часа.
Тогда общие затраты времени на освоение курса студентами составят около 3 часа в неделю.
Описание последовательности действий студента
При изучении дисциплины следует внимательно слушать и конспектировать материал, излагаемый на аудиторных занятиях. Для его понимания и качественного усвоения рекомендуется следующая последовательность действий:
1. После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (10 – 15 минут).
2. При подготовке к лекции следующего дня повторить текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть следующая тема (10 – 15 минут).
3. В течение недели выбрать время для работы с литературой в библиотеке и для решения задач (по 1 часу).
4. При подготовке к практическим занятиям повторить основные понятия по теме домашнего задания, изучить примеры. Решая упражнение или задачу, – предварительно понять, какой теоретический материал нужно использовать. Наметить план решения, попробовать на его основе решить 1 – 2 практические задачи.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Практическое занятие является диалоговой формой учебного занятия. Студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные из лекций или из книг, в процессе их обсуждения.
Педагогические задачи, решаемые при проведении практических (семинарских) занятий:
- расширение и углубление знаний;
- развитие умений самостоятельной работы;
- стимулирование интеллектуальной деятельности.
Чтение студентами учебных пособий и первоисточников представляют важную учебную задачу. Вопросы к каждому семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность студента. Проведение практических занятий возможно по двум вариантам:
1. Проведение практического занятия репродуктивного типа. Здесь формулируются основные вопросы занятия, студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. После выслушивания ответа другим студентам предоставляется возможность дополнить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Студентам нужно придерживаться следующего:
- соблюдать временной регламент;
- выражать собственное мнение;
- активизировать других участников занятия;
- при ответах речь должна быть свободной;
- делать выводы по рассмотренному вопросу.
2. Проведение практического занятия творческого типа. Здесь предлагаются задания, активизирующие мыслительную активность студентов, предлагаются различные ситуации на активность и взаимодействие студентов. 6
Студенты должны уметь отвечать на вопросы следующих типов:
- чем отличаются…
- что общего между…
- какие механизмы (факторы, причины, методы)…
- выделите достоинства и недостатки…
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- освоение умений использования знаний для решения прикладных задач;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление кластера с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Виды внеаудиторной СРС:
– подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;
– выполнение домашних заданий разнообразного характера;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;
– подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. 7
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (Дифференцированному зачету )
Дифференцированный зачет – это проверочное испытание по учебному предмету, своеобразный итоговый рубеж изучения дисциплины, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный обучающимися. Зачет призван выполнять три основные функции – обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения определённой дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литературу, более детально прорабатывает широкий круг нормативных актов. Воспитательная функция зачета позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, добросовестное отношение к делу, самостоятельность, целеустремлённость, тяга к знаниям и справедливости. Оценивающая функция состоит в том, что он призван выявить уровень полученных в результате изучения предмета знаний учащихся.
Для успешной сдачи дифференцированного зачета студенты должны помнить следующее:
– к основным понятиям и категориям нужно знать определения, которые необходимо понимать и уметь пояснять;
– при подготовке к зачету требуется помимо лекционного материала, прочитать ещё несколько учебников по дисциплине, дополнительные источники, предложенные для изучения в списке литературы;
– готовиться к дифференцированному зачету нужно начинать с первой лекции и семинара, а не выбирать так называемый «штурмовой метод», при котором материал закрепляется в памяти за несколько последних часов и дней перед зачетом.
При оценивании знаний студентов преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:
– правильность ответов на вопросы;
– полнота и лаконичность ответа;
– способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства, анализировать данные;
– ориентирование в литературе;
– способность принимать решения;
– знание основных проблем науки;
–– логика и аргументированность изложения;
– культура ответа.
Таким образом, при проведении зачета преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.
Для успешной сдачи дифференцированного зачета с оценкой вы должны выучить материал и успеть повторить его до зачета.
Чтобы лучше усвоить материал:
Учите и еще раз учите
§ Просматривайте конспекты сразу после занятий.
§ Бегло просматривайте конспекты до начала следующего занятия.
§ Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала.
Повторение пройденного материала
1 Упорядочьте свои конспекты, записи, задания.
2 Определите время, необходимое вам для повторения материала.
3 Составьте расписание с учетом скорости повторения материала.
4 Проверьте себя на знание материала.
5 Завершите изучение материала за день до зачета
8 9