Подготовка к самостоятельной работе

Педагогический процесс

Цель занятия: рассмотреть понятие педагогического процесса, различные трактовки к сущности этого понятия; изучить компоненты и закономерности педагогического процесса.

Вопросы занятия:

· Сущность педагогического процесса.

· Различные подходы к трактовке сущности педагогического процесса.

· Единство и различие процессов воспитания и обучения.

· Учебный процесс.

· Учебно-воспитательный процесс.

· Виды педагогического процесса.

· Компоненты педагогического процесса.

· Правило построения педагогического процесса.

· Управление педагогическим процессом.

· Связи между учащимися и педагогом.

· Условия протекания педагогического взаимодействия.

· Свойства педагогического процесса.

· Внутренние связи педагогического процесса.

· Закономерности педагогического процесса.

Литература

В.А. Сластенин, В.П. Каширин. Психология и педагогика. - М: Академа, 2004, гл. 15.

Ю.К. Бабанский. Педагогика.- М.: Просвещение,1988, гл. 2, с. 28

И.П. Подласый. Педагогика. - М: Просвещение, 1996, гл. 7, с. 180

А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум Психология и педагогика. - Питер, 2004

5. Кондратьев С.В. Изучение личностного развития учащегося. - Волгоград, 2003, Гл. 6, с.289–351

6. Кондратьева О.В. Психологические типы личности учителей как условие формирования профессионального стиля деятельности. - Н. Новгород, 1996.

Гл. 4, с. 59–107

7. И.А. Зимняя. Педагогическая психология.- М.: Логос, 1999, Гл. 2, с. 332

Задание на самостоятельную работу студентов

1. Составьте педагогический словарь из понятий:

процесс, целостность, целостный педагогический процесс; фак­торы, обусловливающие целостность ПП, свойства и закономер­ности ЦПП; педагогическая теория, педагогическая система.

2. Изучите блок-схему (Приложение №1), попробуйте приготовить свой вариант

3. Прочитав приведенные высказывания, подумайте, в чем вы согласны с авторами, а что вызывает у вас сомнение или возражение, определите, насколько мысли великих педагогов ак­туальны в настоящее время.

П.Ф. Каптерев

Формальное развитие преследует те же цели, что и мате­риальное, но к достижению их идут другими путями. Всего не узнаешь, всех искусств не переучишь — вселенная и жизнь слишком богаты и разнообразны. Потребности знания и действования нужно удовлетворять не простым обучением много­му, а поставлением воспитываемых в такое положение, в кото­ром они сами могли бы приобрести каждое нужное знание и искусство. Само развитие человека должно идти таким пу­тем, чтобы у него по окончании воспитательного периода были силы и искусство самому самостоятельно приобретать зна­ния и приспособляться ко всякому жизненному положению. Это возможно лишь при формальном развитии, дающем уму и частные навыки, и общие приемы, и сноровку при всевоз­можной умственной работе.

Очевидно, материальная и формальная стороны развития человека неразрывно связаны между собой: формальное раз­витие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств и ремесел; материальное развитие непременно со­провождается некоторой долей формального, так как каждая наука, каждый язык, искусство и ремесло есть знание орга­низованное, систематическое, а не хаотическое. Своей методо­логией, своими особенными приемами и особенными свойства­ми своего материала каждое знание неизбежно воздействует на развитие ума в формальном отношении. Основы и цели обо­их направлений саморазвития одни и те же. Но формальное развитие шире и разностороннее материального: материаль­ное есть знание отдельных наук, языков, искусств и ремесел, а формальное — извлечение из знаний отдельных предметов таких начал и элементов, которые имеют приложение или при целых группах наук, языков и искусств (частное формальное развитие), или же прямо при всех (общее формальное разви­тие). Знание, оставаясь лишь знанием той или другой науки, языка, искусства, ремесла, проявляет себя только одной сто­роной своего существа; оно усвояется сполна и обнаруживает всю свою силу лишь в том случае, когда превращается в фор­мальное развитие человека, т. е. дает ему не частный резуль­тат, а общее руководящее начало, когда оно становится возвы­шенной и увеличенной способностью человека к работе.

Поэтому формальное саморазвитие организма ценнее и важнее материального; преимущество нужно всегда отдавать первому, а не второму. Можно утверждать, что формальное раз­витие есть высшая ступень материального, его одухотворение и оплодотворение, поднятие на наиболее высокую ступень ра­ботоспособности человека. В материальном развитии никогда не могут совсем отсутствовать элементы формального развития; но для полного расцвета последнего необходимы специальные за­боты, обращение внимания на эту именно сторону саморазви­тия организма... (Об отношении между материальной и фор­мальной сторонами педагогического процесса.)

Н.Ф. Бунаков

Важное значение имеют в человеческой жизни идеалы, гос­подствующие в обществе. От их достоинства, отчетливости и живучести зависит достоинство и характер реальной жиз­ни. Школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благотворных идеалов и через сво­их учеников проводить их в жизнь.

Надо определить хоть самые существенные черты того идеала, который должна иметь в виду русская народная шко­ла, приготовляя своих учеников для общества и для общест­венной жизни, соединяя с делом обучения не менее важное и во всяком случае неизбежное дело нравственного воспита­ния, а вместе с тем указать и на те средства, которыми школа владеет и может пользоваться для достижения цели.

Никто, конечно, не станет оспаривать, что основное начало разумной жизни для современного человека есть труд. Едва ли кто-нибудь в настоящее время мечтает о жизни праздного небокоптителя. Уже всеми признаны общечеловеческое пра­во на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. Итак, одна черта искомого идеала найдена. Школа должна разви­вать в своих учениках любовь и уважение к труду как в инте­ресах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще, следовательно, воспитательным средством в этом случае прежде всего и яв­ляется само учение. Ученик, полюбивший и с уважением исполняющий свой школьный труд, конечно, в значительной степени расположен к труду вообще и во всяком случае име­ет большое преимущество перед школьным лентяем, который с нетерпением ждет окончания урока и с ненавистью смотрит на проклятые книги, источник его мучений, слез, скуки. Человеку врождено стремление к деятельности: как телесные, так и душевные силы не могут долго находиться в покое и не­подвижности, им необходимы пища и движение, с питанием и движением связаны их рост и развитие. Но движение должно быть не выше сил, чтобы оно не расслабляло, не надрывало, не истощало их, пища должна быть питательна, удобоварима и вкусна. Любить можно только труд посильный и интерес­ный. Чтобы ученик полюбил учение — этот труд, на котором школа может развивать в детях любовь к труду вообще, необ­ходимо, следовательно, чтобы учение соответствовало воз­расту и силам учащегося и занимало его: только при этом условии учебный труд будет иметь воспитательное значение, пойдет успешно и принесет хорошие плоды. С другой сторо­ны, при всей его занимательности и соразмерности с возрастом и силами ученика учение, все-таки должно быть трудом, а не игрой и забавой, иначе цель опять-таки не достигнется: ведь тот житейский труд, который ученику придется со временем нести в жизни, вовсе не похож на забаву, и смешение дела с бездельем еще никогда не приносило хороших результатов. Поэтому ученики должны с первого раза почувствовать и по­стоянно сознавать, что они собираются в школу трудиться, за­ниматься серьезным и важным делом.

Первые впечатления очень важны, ими можно дело или силь­но подвинуть, или сильно затормозить. Если с первого раза школьное дело детям представится, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, если затем учитель суме­ет как можно чаще повторять такое впечатление — в душе ма­ленького ученика накопится масса таких ощущений, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время, а с этим представлени­ем постоянно будет соединяться светлое настроение, чувство сознательного удовольствия и живое стремление к учению: здесь и будет корениться прочное основание любви, уважения и стремления к труду вообще.

Рядом с трудом, видным и неоспоримым мотивом жизни современного человека, является его национальная особен­ность: сознавать себя гражданином известной страны и стре­миться к пользе своего отечества как к личной выгоде — одно из тех почтенных качеств, которого никто не станет оспари­вать. Школа имеет довольно случаев и должна поддерживать в своих учениках чувство народности. Во-первых, к этому ведет толковое изучение родной природы, отечественной гео­графии и истории; во-вторых, изучение родного языка и по­этического материала, носящего на себя яркую, живую печать народного духа, представляющего идеальное изображение русской природы и русской жизни. Здесь дело не в том, чтобы искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и пред­ставлять им все отечественное преувеличенно прекрасным: идеальное изображение вовсе не значит фальшивое изображе­ние... Разумная педагогия, просвещая умы воспитанников светом европейской науки, насколько это возможно, рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова. Случаев для этого и вообще для расширения интересов учащихся как проти­вовеса личному эгоизму и узкому патриотизму школа имеет довольно. Она сама по себе представляет общество, которое собрано с известной целью, общей для всех и каждого из ее членов; здесь для успешной работы так же необходимо установление справедливости, подчинение личных интересов общим, порядка, как оно необходимо и во всяком обществе. Кто в этом маленьком кругу разовьет в себе и будет обнару­живать чувство справедливости и честности, тот с хорошими задатками вступит в круг более широкого общества как граж­данин и человек. (Идеалы и средства нравственного воздей­ствия школы и воспитывающего обучения на учеников.)

В.П. Острогорский

...Воспитание воображения и чувства в связи с развитием в известном, определенном направлении разума как высшей сте­пени ума с целью воспитать в человеке особое постоянное на­строение — интерес и вкус к жизни, способность находить в ней наслаждения в созерцании изящного в искусстве и в людях, стремление к самоусовершенствованию и совершению бла­городных поступков, которые составляли бы внутреннюю потребность и тоже наслаждение, — и называется воспитани­ем эстетическим. Цель его — сделать человека по возможно­сти счастливым, а вместе с тем не только человеком полезным, но и приятным для других, живым и общественным. А такая цель стоит того, чтобы поговорить об этом воспитании под­робнее.

Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в постоянном, деятельном стремлении к нему, иначе — в стремлении к нравственному идеалу, чем и способствует такое воспитание улучшению нравов.

Но условимся сначала в понимании того, что разумеем мы под словами красивое и прекрасное, рассмотрим, в каких смыслах они употребляются. Кроме предметов, приносящих человеку пользу или просто необходимых (хлеб, платье, жи­лище, обувь), есть еще такие, без которых, собственно, ка­жется, можно было бы обойтись, но которые доставляют нам удовольствие, которые нам приятно видеть, слышать, которые просто только ласкают наш глаз или ухо. Таковы, например, роза, аккорд на фортепиано, венок из цветов, фейерверк, игра цветов в калейдоскопе, совершенно правильное, свежее, здо­ровое лицо. Это первая, низшая, степень красоты, собственно красивое, воспринимаемое только развитым зрением или слухом, почти без всякого участия ума, или внутреннего чувства. Это красивое, так сказать, формальное, внешнее, заключающееся только в сочетании линий, теней, красок, форм, звуков. На такое красивое мы просто смотрим, такое красивое сочетание звуков просто слушаем с удовольствием: много есть таких приятных, например, салонных музыкаль­ных пьес, красивых по форме и звучности стихов, садовых беседок, статуэток, картиночек и тому подобных художествен­ных пустяков, которые приятны, но не возбуждают ни мыс­лей, ни чувств, а только украшают обстановку жизни, развле­кая нас минутным удовольствием, — ив этом смысле имеют полное право на существование. Чтобы перечисленные нами предметы могли доставлять удовольствие, и притом непремен­но бескорыстное, т. е. без всякой мысли о том, чего все эти вещи стоят, нужно иметь развитой вкус зрения, изощренно­го на красивых предметах, тонкий слух, — словом, вкус по отношению к сочетаниям линий, теней, красок, форм, звуков. Способность отличать такие красивые предметы и бескорыст­но любоваться ими составляет первую, низшую ступень эсте­тического чувства. (Письма об эстетическом воспитании.)

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятия «целостный педагогический про­цесс», структуру ЦПП;

• факторы и условия, обеспечивающие целостность педа­гогического процесса;

• свойства и закономерности целостного педагогического процесса;

• основные педагогические теории и системы в РФ и за рубежом.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспи­тания, обучения и развития в рамках единого целостного педа­гогического процесса;

• выделять и идентифицировать сущность и тип связей и отно­шений между компонентами ЦПП;

• выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных пе­дагогических теориях и системах.

Подготовка к самостоятельной работе

· Педагогический процесс — это:

1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;

2) единство социализации, воспитания и саморазвития;

3) специально организованное в рамках определенной воспита­тельной системы взаимодействие воспитателей и воспитанни­ков, направленное на достижение поставленной цели;

4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики; 5)_____________.__

(Ваш вариант ответа)

· В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таб­лицу.

Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс
Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

· Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком? Подготовка к самостоятельной работе - student2.ru

· Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.

Подготовка к самостоятельной работе - student2.ru

· Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.

Педагогическая система Педагогическая теория Педагогические взгляды
Общее в этих понятиях
 
 
 
 
 
Различия в этих понятиях
     
     
     
     
     
     
     

· Проанализируйте следующую ситуацию.

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Груп­па педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

— Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-вос­питательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривает­ся как следует, свет тоже тусклый...

— Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался учи­тель. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажет­ся, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя зада­ча — научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.

Я согласен с учителем, так как...

Работа с текстами

Наши рекомендации