Подготовка к самостоятельной работе
Педагогический процесс
Цель занятия: рассмотреть понятие педагогического процесса, различные трактовки к сущности этого понятия; изучить компоненты и закономерности педагогического процесса.
Вопросы занятия:
· Сущность педагогического процесса.
· Различные подходы к трактовке сущности педагогического процесса.
· Единство и различие процессов воспитания и обучения.
· Учебный процесс.
· Учебно-воспитательный процесс.
· Виды педагогического процесса.
· Компоненты педагогического процесса.
· Правило построения педагогического процесса.
· Управление педагогическим процессом.
· Связи между учащимися и педагогом.
· Условия протекания педагогического взаимодействия.
· Свойства педагогического процесса.
· Внутренние связи педагогического процесса.
· Закономерности педагогического процесса.
Литература
В.А. Сластенин, В.П. Каширин. Психология и педагогика. - М: Академа, 2004, гл. 15.
Ю.К. Бабанский. Педагогика.- М.: Просвещение,1988, гл. 2, с. 28
И.П. Подласый. Педагогика. - М: Просвещение, 1996, гл. 7, с. 180
А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум Психология и педагогика. - Питер, 2004
5. Кондратьев С.В. Изучение личностного развития учащегося. - Волгоград, 2003, Гл. 6, с.289–351
6. Кондратьева О.В. Психологические типы личности учителей как условие формирования профессионального стиля деятельности. - Н. Новгород, 1996.
Гл. 4, с. 59–107
7. И.А. Зимняя. Педагогическая психология.- М.: Логос, 1999, Гл. 2, с. 332
Задание на самостоятельную работу студентов
1. Составьте педагогический словарь из понятий:
процесс, целостность, целостный педагогический процесс; факторы, обусловливающие целостность ПП, свойства и закономерности ЦПП; педагогическая теория, педагогическая система.
2. Изучите блок-схему (Приложение №1), попробуйте приготовить свой вариант
3. Прочитав приведенные высказывания, подумайте, в чем вы согласны с авторами, а что вызывает у вас сомнение или возражение, определите, насколько мысли великих педагогов актуальны в настоящее время.
П.Ф. Каптерев
Формальное развитие преследует те же цели, что и материальное, но к достижению их идут другими путями. Всего не узнаешь, всех искусств не переучишь — вселенная и жизнь слишком богаты и разнообразны. Потребности знания и действования нужно удовлетворять не простым обучением многому, а поставлением воспитываемых в такое положение, в котором они сами могли бы приобрести каждое нужное знание и искусство. Само развитие человека должно идти таким путем, чтобы у него по окончании воспитательного периода были силы и искусство самому самостоятельно приобретать знания и приспособляться ко всякому жизненному положению. Это возможно лишь при формальном развитии, дающем уму и частные навыки, и общие приемы, и сноровку при всевозможной умственной работе.
Очевидно, материальная и формальная стороны развития человека неразрывно связаны между собой: формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств и ремесел; материальное развитие непременно сопровождается некоторой долей формального, так как каждая наука, каждый язык, искусство и ремесло есть знание организованное, систематическое, а не хаотическое. Своей методологией, своими особенными приемами и особенными свойствами своего материала каждое знание неизбежно воздействует на развитие ума в формальном отношении. Основы и цели обоих направлений саморазвития одни и те же. Но формальное развитие шире и разностороннее материального: материальное есть знание отдельных наук, языков, искусств и ремесел, а формальное — извлечение из знаний отдельных предметов таких начал и элементов, которые имеют приложение или при целых группах наук, языков и искусств (частное формальное развитие), или же прямо при всех (общее формальное развитие). Знание, оставаясь лишь знанием той или другой науки, языка, искусства, ремесла, проявляет себя только одной стороной своего существа; оно усвояется сполна и обнаруживает всю свою силу лишь в том случае, когда превращается в формальное развитие человека, т. е. дает ему не частный результат, а общее руководящее начало, когда оно становится возвышенной и увеличенной способностью человека к работе.
Поэтому формальное саморазвитие организма ценнее и важнее материального; преимущество нужно всегда отдавать первому, а не второму. Можно утверждать, что формальное развитие есть высшая ступень материального, его одухотворение и оплодотворение, поднятие на наиболее высокую ступень работоспособности человека. В материальном развитии никогда не могут совсем отсутствовать элементы формального развития; но для полного расцвета последнего необходимы специальные заботы, обращение внимания на эту именно сторону саморазвития организма... (Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.)
Н.Ф. Бунаков
Важное значение имеют в человеческой жизни идеалы, господствующие в обществе. От их достоинства, отчетливости и живучести зависит достоинство и характер реальной жизни. Школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благотворных идеалов и через своих учеников проводить их в жизнь.
Надо определить хоть самые существенные черты того идеала, который должна иметь в виду русская народная школа, приготовляя своих учеников для общества и для общественной жизни, соединяя с делом обучения не менее важное и во всяком случае неизбежное дело нравственного воспитания, а вместе с тем указать и на те средства, которыми школа владеет и может пользоваться для достижения цели.
Никто, конечно, не станет оспаривать, что основное начало разумной жизни для современного человека есть труд. Едва ли кто-нибудь в настоящее время мечтает о жизни праздного небокоптителя. Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. Итак, одна черта искомого идеала найдена. Школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду как в интересах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще, следовательно, воспитательным средством в этом случае прежде всего и является само учение. Ученик, полюбивший и с уважением исполняющий свой школьный труд, конечно, в значительной степени расположен к труду вообще и во всяком случае имеет большое преимущество перед школьным лентяем, который с нетерпением ждет окончания урока и с ненавистью смотрит на проклятые книги, источник его мучений, слез, скуки. Человеку врождено стремление к деятельности: как телесные, так и душевные силы не могут долго находиться в покое и неподвижности, им необходимы пища и движение, с питанием и движением связаны их рост и развитие. Но движение должно быть не выше сил, чтобы оно не расслабляло, не надрывало, не истощало их, пища должна быть питательна, удобоварима и вкусна. Любить можно только труд посильный и интересный. Чтобы ученик полюбил учение — этот труд, на котором школа может развивать в детях любовь к труду вообще, необходимо, следовательно, чтобы учение соответствовало возрасту и силам учащегося и занимало его: только при этом условии учебный труд будет иметь воспитательное значение, пойдет успешно и принесет хорошие плоды. С другой стороны, при всей его занимательности и соразмерности с возрастом и силами ученика учение, все-таки должно быть трудом, а не игрой и забавой, иначе цель опять-таки не достигнется: ведь тот житейский труд, который ученику придется со временем нести в жизни, вовсе не похож на забаву, и смешение дела с бездельем еще никогда не приносило хороших результатов. Поэтому ученики должны с первого раза почувствовать и постоянно сознавать, что они собираются в школу трудиться, заниматься серьезным и важным делом.
Первые впечатления очень важны, ими можно дело или сильно подвинуть, или сильно затормозить. Если с первого раза школьное дело детям представится, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, если затем учитель сумеет как можно чаще повторять такое впечатление — в душе маленького ученика накопится масса таких ощущений, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время, а с этим представлением постоянно будет соединяться светлое настроение, чувство сознательного удовольствия и живое стремление к учению: здесь и будет корениться прочное основание любви, уважения и стремления к труду вообще.
Рядом с трудом, видным и неоспоримым мотивом жизни современного человека, является его национальная особенность: сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде — одно из тех почтенных качеств, которого никто не станет оспаривать. Школа имеет довольно случаев и должна поддерживать в своих учениках чувство народности. Во-первых, к этому ведет толковое изучение родной природы, отечественной географии и истории; во-вторых, изучение родного языка и поэтического материала, носящего на себя яркую, живую печать народного духа, представляющего идеальное изображение русской природы и русской жизни. Здесь дело не в том, чтобы искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и представлять им все отечественное преувеличенно прекрасным: идеальное изображение вовсе не значит фальшивое изображение... Разумная педагогия, просвещая умы воспитанников светом европейской науки, насколько это возможно, рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова. Случаев для этого и вообще для расширения интересов учащихся как противовеса личному эгоизму и узкому патриотизму школа имеет довольно. Она сама по себе представляет общество, которое собрано с известной целью, общей для всех и каждого из ее членов; здесь для успешной работы так же необходимо установление справедливости, подчинение личных интересов общим, порядка, как оно необходимо и во всяком обществе. Кто в этом маленьком кругу разовьет в себе и будет обнаруживать чувство справедливости и честности, тот с хорошими задатками вступит в круг более широкого общества как гражданин и человек. (Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников.)
В.П. Острогорский
...Воспитание воображения и чувства в связи с развитием в известном, определенном направлении разума как высшей степени ума с целью воспитать в человеке особое постоянное настроение — интерес и вкус к жизни, способность находить в ней наслаждения в созерцании изящного в искусстве и в людях, стремление к самоусовершенствованию и совершению благородных поступков, которые составляли бы внутреннюю потребность и тоже наслаждение, — и называется воспитанием эстетическим. Цель его — сделать человека по возможности счастливым, а вместе с тем не только человеком полезным, но и приятным для других, живым и общественным. А такая цель стоит того, чтобы поговорить об этом воспитании подробнее.
Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в постоянном, деятельном стремлении к нему, иначе — в стремлении к нравственному идеалу, чем и способствует такое воспитание улучшению нравов.
Но условимся сначала в понимании того, что разумеем мы под словами красивое и прекрасное, рассмотрим, в каких смыслах они употребляются. Кроме предметов, приносящих человеку пользу или просто необходимых (хлеб, платье, жилище, обувь), есть еще такие, без которых, собственно, кажется, можно было бы обойтись, но которые доставляют нам удовольствие, которые нам приятно видеть, слышать, которые просто только ласкают наш глаз или ухо. Таковы, например, роза, аккорд на фортепиано, венок из цветов, фейерверк, игра цветов в калейдоскопе, совершенно правильное, свежее, здоровое лицо. Это первая, низшая, степень красоты, собственно красивое, воспринимаемое только развитым зрением или слухом, почти без всякого участия ума, или внутреннего чувства. Это красивое, так сказать, формальное, внешнее, заключающееся только в сочетании линий, теней, красок, форм, звуков. На такое красивое мы просто смотрим, такое красивое сочетание звуков просто слушаем с удовольствием: много есть таких приятных, например, салонных музыкальных пьес, красивых по форме и звучности стихов, садовых беседок, статуэток, картиночек и тому подобных художественных пустяков, которые приятны, но не возбуждают ни мыслей, ни чувств, а только украшают обстановку жизни, развлекая нас минутным удовольствием, — ив этом смысле имеют полное право на существование. Чтобы перечисленные нами предметы могли доставлять удовольствие, и притом непременно бескорыстное, т. е. без всякой мысли о том, чего все эти вещи стоят, нужно иметь развитой вкус зрения, изощренного на красивых предметах, тонкий слух, — словом, вкус по отношению к сочетаниям линий, теней, красок, форм, звуков. Способность отличать такие красивые предметы и бескорыстно любоваться ими составляет первую, низшую ступень эстетического чувства. (Письма об эстетическом воспитании.)
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
• сущность понятия «целостный педагогический процесс», структуру ЦПП;
• факторы и условия, обеспечивающие целостность педагогического процесса;
• свойства и закономерности целостного педагогического процесса;
• основные педагогические теории и системы в РФ и за рубежом.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
• анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках единого целостного педагогического процесса;
• выделять и идентифицировать сущность и тип связей и отношений между компонентами ЦПП;
• выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных педагогических теориях и системах.
Подготовка к самостоятельной работе
· Педагогический процесс — это:
1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
2) единство социализации, воспитания и саморазвития;
3) специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики; 5)_____________.__
(Ваш вариант ответа)
· В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таблицу.
Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс | |
Общее в этих понятиях | Различия в этих понятиях |
· Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком?
· Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.
· Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.
Педагогическая система | Педагогическая теория | Педагогические взгляды |
Общее в этих понятиях | ||
Различия в этих понятиях | ||
· Проанализируйте следующую ситуацию.
В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:
— Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый...
— Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался учитель. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача — научить ребят, как правильно бегать и прыгать.
Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.
Я согласен с учителем, так как...
Работа с текстами