Задача 2 (личностно социальный уровень)

Проблема: «Иметь» образование или «быть» в образовании

Материал подготовлен на основе книги: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.

Проанализируйте текст, который следует ниже, и ответьте на вопросы:

1) Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.

2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.

3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?

«Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.

Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.

По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной.

Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватным познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.

Образование в стиле «быть» имеет личностный, продуктивный, открывающий характер.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения».

Примерные вопросы к экзамену

Семестр

1. Профессиональные задачи.

2. Сущность, объекты, формы и этапы педагогического проектирования.

3. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.

4. Подходы к проектированию целей обучения, воспитания и развития

5. Педагогическая диагностика.

6. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.

7. Стандарты измерения качества образования.

8. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.

9. Технологии оценки достижений учащихся.

10. Оценка уровня воспитанности и ее критерии.

11. Оценка уровня мотивации учебной деятельности.

12. Оценка уровня нравственности и гражданственности.

13. Педагогическая поддержка.

14. Сотрудничество субъектов педагогического процесса.

15. Современная образовательная среда и ее ресурсы.

16. Сущность, структура и типы взаимодействия.

17. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

18. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.

19. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

20. Саморазвитие личности педагога.

21. Стандарты профессионального педагогического образования.

22. Ценности педагогической деятельности, зафиксированные в профессиональных образовательных стандартах.

23. Аттестация профессионализма работников образования: общие и дифференцированные требования к квалифицированным категориям.

24. Формы повышения квалификации учителей.

25. Права и обязанности учителя по решению задач профессионального самообразования.

7.3.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

Дисциплины ОП ОК-13 ОК-14 ОПК-2 ОПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9  
История   +              
Нормативно-правовое обеспечение образование     +            
Педагогика   + + +   +      
Психология           +      
Методика обучения литературе                  
Учебная практика   +       +      

7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 10. Карта критериев оценивания компетенций

Наши рекомендации