Задача 2 (личностно социальный уровень)
Проблема: «Иметь» образование или «быть» в образовании
Материал подготовлен на основе книги: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.
Проанализируйте текст, который следует ниже, и ответьте на вопросы:
1) Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.
2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.
3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?
«Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.
Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.
По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.
«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной.
Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.
Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватным познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.
Образование в стиле «быть» имеет личностный, продуктивный, открывающий характер.
Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения».
Примерные вопросы к экзамену
Семестр
1. Профессиональные задачи.
2. Сущность, объекты, формы и этапы педагогического проектирования.
3. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.
4. Подходы к проектированию целей обучения, воспитания и развития
5. Педагогическая диагностика.
6. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.
7. Стандарты измерения качества образования.
8. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.
9. Технологии оценки достижений учащихся.
10. Оценка уровня воспитанности и ее критерии.
11. Оценка уровня мотивации учебной деятельности.
12. Оценка уровня нравственности и гражданственности.
13. Педагогическая поддержка.
14. Сотрудничество субъектов педагогического процесса.
15. Современная образовательная среда и ее ресурсы.
16. Сущность, структура и типы взаимодействия.
17. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.
18. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.
19. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.
20. Саморазвитие личности педагога.
21. Стандарты профессионального педагогического образования.
22. Ценности педагогической деятельности, зафиксированные в профессиональных образовательных стандартах.
23. Аттестация профессионализма работников образования: общие и дифференцированные требования к квалифицированным категориям.
24. Формы повышения квалификации учителей.
25. Права и обязанности учителя по решению задач профессионального самообразования.
7.3.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Дисциплины ОП | ОК-13 | ОК-14 | ОПК-2 | ОПК-3 | ПК-5 | ПК-6 | ПК-8 | ПК-9 | |
История | + | ||||||||
Нормативно-правовое обеспечение образование | + | ||||||||
Педагогика | + | + | + | + | |||||
Психология | + | ||||||||
Методика обучения литературе | |||||||||
Учебная практика | + | + |
7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 10. Карта критериев оценивания компетенций