Противоречия учебного процесса
Противоречия содержательной сферы | Противоречия мотивационной сферы | Противоречия операционной сферы |
• Между прежним уров нем знаний учащихся и новыми знаниями • Между знаниями и умениями их исполь зовать | • Между требуемым и достигнутым уров нем отношений уча щихся к учению, к процессу получения знаний • Между интересом уча- - щихся и предметом и ходом урока | • Между более сложной познавательной зада чей и наличием преж них, недостаточных для ее решения спосо бов • Между субъективным расположением зна ний у учащихся и объ ективной логикой на уки и логикой изло жения материала учи телем • Между преподавани ем и учением, опреде ляющим степень са мостоятельности и ак тивности обучаемых |
И |
Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, имеет смысл в глазах учащихся, его разрешение — явно осознаваемая необходимость, и если оно соразмерно с познавательным потенциалом учащихся.
Логика (этапы, звенья) учебного процесса
Звено— составная часть учебного процесса, его органический элемент, характеризующийся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями.
Познание | Учение |
Живое созерцание | Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению Восприятие учащимися нового материала из различных источников |
Абстрактное мышление | Обобщение, осмысление, понимание и формирование научных понятий, усвоение законов науки и т.д. |
Практика | Закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков Применение знаний, умений и навыков Фнализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков |
Двусторонний характер процесса обучения
Преподавание
Непосредственное взаимодействие | |
1 Виды деятельности учителя- | Содержание деятельности |
Планирование | Планы: календарно-тематические, поурочные Использование: учебников и учебных пособий, методических материалов, дополнительных источников |
Организация своей деятельности | Подготовительный этап: определение содержания материала, подлежащего усвоению, и его отбор; подбор и подготовка дополнительных материалов для учащихся, дидактических материалов, наглядных пособий, ТСО и материалов по информационным технологиям Исполнительный этап: непосредственная реализация намеченного в учебном процессе |
Организация деятельности учеников и формирование мотивации | Постановка целей учебной работы и определение учебных задач Формирование положительной мотивации на принятие учебной задачи Создание условий для выполнения учебной задачи Инструктаж Организация сотрудничества и взаимодействия |
Стимулирование активности | Привлечение к теме, ее актуализация Возбуждение любознательности и интереса Индивидуализация и дифференциация Использование технологии активного обучения Включение учащихся в постоянную деятельность: отвечают, проговаривают, объясняют, анализируют, классифицируют, оценивают, обобщают и т. п. |
Контроль и регулирование | Наблюдение, контрольные вопросы, индивидуальное собеседование, ^письменные опросы, специальные упражнения и задания, организация взаимопомощи и взаимоконтроля, коллективные игры, групповая работа |
Анализ результатов | Выявление уровня знаний Установление уровня их осознанности Установление уровня сформированности умений и навыков Выявление и исправление недостатков Подведение общего итога работы |
Учебная деятельность
Учебная деятельность— деятельность ученика по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач.
Учебная задача— цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса посредством выполнения системы учебных действий.