Сущность воспитания и его место
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.
Цель – 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании мышления результата деятельности и путей, способов достижения;
2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Воспитание– специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.
Обучение Воспитание
учитель ученик (субъект объект) воспитатель воспитанник
Теория воспитания – часть педагогики, изучающая воспитательный процесс.
Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
2. Общие цели – ориентация на ценностные отношения, нравственные идеалы, запросы общества.
Индивидуальные цели – реализация потребностей воплощения мотивов, утверждение социальной роли.
3. Факторы, влияющие на постановку целей воспитания: знание свойств личности; динамичность воспитания; длительность и отдаленность результатов; непрерывность; комплексный подход (единство целей, содержание форм и методов); вариативность и неопределенность результатов; двусторонний характер; роль воспитания; индивидуальный подход; подход без жесткой регламентации.
4. Цель воспитания: создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Цель гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Этапы целеполагания (логика)
1. Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.
2. Знания должны перейти в убеждения.
3. Воспитание чувств.
4. Организация деятельности.
1.1) Противоречие педагогическое – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. (Словарь)
Движущие силы процесса воспитания – противоречия. Они делятся на объективные (внешние и внутренние) и субъективные.
Внешние объективные противоречия: несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям общества (школы, учителей); между существующими нормами морали и поведением людей; между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.
Внутренние объективные противоречия: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса; между притязаниями школьника и его возможностями, между потребностями и способностями, условиями удовлетворения.
Субъективные противоречия: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.
Объективные внешние противоречия,обусловленные социальными процессами и явлениями:
· противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и в стране;
· противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;
· противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений, а отсюда и в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей; эти противоречия существовали всегда, но в настоящее время они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали
· противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: нуклеаризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия; усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость; утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации;
· противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования науки и образовательной практики.
Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса:
· противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
· противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
· противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;
· противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека;
· противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;
· противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни – они живут, живут насыщенно, напряженно…
· противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;
· противоречие между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.
Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений:
· противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;
· противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
· противоречия между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;
· противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.