Занятие 2. Современные дидактические концепции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
учебной дисциплины Теории обучения и воспитания
Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки «Психология образования»
Квалификация (степень) бакалавр
Формы обучения: очная и заочная
Составитель:
к.п.н, доцент
Сухоленцева Е.Н.
Орел,2013
Аннотация
К рабочей программе дисциплины «Теории обучения и воспитания»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП
Дисциплина «Теория обучения и воспитания» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.З. Б.3). Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения курсов цикла Б.1.Б.3. «Культура и культурное взаимодействие в современном мире».
Дисциплина «Теория обучения и воспитания» является основной для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.
Дисциплина «Теория обучения и воспитания» является самостоятельной дисциплиной.
Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у бакалавров базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории обучения и воспитания.
Структура дисциплины
Дидактика как основа частных методик. Современные дидактические концепции. Содержание образования. Стандарты образования. Методы, формы и средства обучения. Учебная деятельность как часть процесса обучения. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Методы, формы и средства воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательная система образовательного учреждения.
Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и информационные технологии, технологии интерактивного и контекстного обучения (кейс-метод, дискуссии в группах, деловые игры, мозговой штурм).
5. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-4 (наименование в соответствии с ФГОС ПО):
· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· сущность обучения воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса;
· движущие силы и логику образовательно- воспитательного процесса образовательного учреждения;
· базовые теории воспитания и развития личности;
· особенности воспитательных систем и концепций, целей, содержания, методов и средств воспитания;
· специфику педагогического взаимодействия в обучении и воспитании.
уметь:
• использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития в организации педагогического процесса;
• использовать полученные знания в проектировании развития своей профессиональной деятельности;
• проектировать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей;
• конкретизировать теоретические положения педагогики и соотносить их с практикой, проводить их сравнительный анализ;
• различать педагогические парадигмы и подходы, их принципы и содержание;
• распознавать педагогические концепции на предмет их соответствия личностно-ориентированному подходу;
владетьнавыками:
• прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;
• постановки и решения педагогических задач;
• моделирования и конструирования педагогической деятельности;
Общая трудоемкость дисциплины
Промежуточная аттестация: 3 зачетные единицы (108 академических часов)
Формы контроля
Промежуточная аттестация: экзамен
8. Составитель: Сухоленцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования
Планы семинарских и практических занятий (ДО)
Занятие 1. Дидактика как основа частных методик
План
- Понятие о дидактике и ее важнейшие категории.
- Развивающий и воспитывающий характер обучения как важнейшие закономерности процесса обучения.
- Дидактические принципы как важнейшие условия реализации закономерностей процесса обучения.
- Понятие о принципах и правилах обучения.
- Принципы как социальная и историческая категория.
Список литературы:
Основная
- Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.
- Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.
- Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с
- Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.
Дополнительная
1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.
2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.
Занятие 2. Современные дидактические концепции
План
- Концепция ассоциативно – рефлекторного обучения.
- Характеристика основных концепций развивающего обучения.
- Концепция формирования умственных действий.
- Концепция проблемного обучения.
- Концепция программированного обучения.
- Концепция личностно-развивающего обучения.
- Концепция контекстного обучения.
Список литературы:
Основная
1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.
2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.
3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с
4.Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.
Дополнительная
1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.
2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.
Занятие 3. Содержание образования. Стандарты образования.
План
- Дидактическая сущность понятия «образование».
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (учебный план, программы, учебник).
- Стандарт образования и модель выпускника школы.
- Государственный образовательный стандарт общего среднего образования.
- Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Список литературы:
Основная
- Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.
- Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.
- Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с
- Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.
Дополнительная
1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.
2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.