Занятие 2. Современные дидактические концепции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

учебной дисциплины Теории обучения и воспитания

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки «Психология образования»

Квалификация (степень) бакалавр

Формы обучения: очная и заочная

Составитель:

к.п.н, доцент

Сухоленцева Е.Н.

Орел,2013

Аннотация

К рабочей программе дисциплины «Теории обучения и воспитания»

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Теория обучения и воспитания» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.З. Б.3). Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения курсов цикла Б.1.Б.3. «Культура и культурное взаимодействие в современном мире».

Дисциплина «Теория обучения и воспитания» является основной для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Теория обучения и воспитания» является самостоятельной дисциплиной.

Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у бакалавров базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории обучения и воспитания.

Структура дисциплины

Дидактика как основа частных методик. Современные дидактические концепции. Содержание образования. Стандарты образования. Методы, формы и средства обучения. Учебная деятельность как часть процесса обучения. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Методы, формы и средства воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательная система образовательного учреждения.

Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и информационные технологии, технологии интерактивного и контекстного обучения (кейс-метод, дискуссии в группах, деловые игры, мозговой штурм).

5. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-4 (наименование в соответствии с ФГОС ПО):

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· сущность обучения воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса;

· движущие силы и логику образовательно- воспитательного процесса образовательного учреждения;

· базовые теории воспитания и развития личности;

· особенности воспитательных систем и концепций, целей, содержания, методов и средств воспитания;

· специфику педагогического взаимодействия в обучении и воспитании.

уметь:

• использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития в организации педагогического процесса;

• использовать полученные знания в проектировании развития своей профессиональной деятельности;

• проектировать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей;

• конкретизировать теоретические положения педагогики и соотносить их с практикой, проводить их сравнительный анализ;

• различать педагогические парадигмы и подходы, их принципы и содержание;

• распознавать педагогические концепции на предмет их соответствия личностно-ориентированному подходу;

владетьнавыками:

• прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;

• постановки и решения педагогических задач;

• моделирования и конструирования педагогической деятельности;

Общая трудоемкость дисциплины

Промежуточная аттестация: 3 зачетные единицы (108 академических часов)

Формы контроля

Промежуточная аттестация: экзамен

8. Составитель: Сухоленцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования

Планы семинарских и практических занятий (ДО)

Занятие 1. Дидактика как основа частных методик

План

  1. Понятие о дидактике и ее важнейшие категории.
  2. Развивающий и воспитывающий характер обучения как важнейшие закономерности процесса обучения.
  3. Дидактические принципы как важнейшие условия реализации закономерностей процесса обучения.
  4. Понятие о принципах и правилах обучения.
  5. Принципы как социальная и историческая категория.

Список литературы:

Основная

  1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.
  2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.
  3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с
  4. Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.

Дополнительная

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.

2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.

Занятие 2. Современные дидактические концепции

План

  1. Концепция ассоциативно – рефлекторного обучения.
  2. Характеристика основных концепций развивающего обучения.
  3. Концепция формирования умственных действий.
  4. Концепция проблемного обучения.
  5. Концепция программированного обучения.
  6. Концепция личностно-развивающего обучения.
  7. Концепция контекстного обучения.

Список литературы:

Основная

1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.

2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.

3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с

4.Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.

Дополнительная

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.

2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.

Занятие 3. Содержание образования. Стандарты образования.

План

  1. Дидактическая сущность понятия «образование».
  2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
  3. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (учебный план, программы, учебник).
  4. Стандарт образования и модель выпускника школы.
  5. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования.
  6. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Список литературы:

Основная

  1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.
  2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.
  3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с
  4. Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.

Дополнительная

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.

2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.

Наши рекомендации