Понятие воли. Функции воли. Волевые свойства личности. Формирование волевых свойств в профессионально-образовательном процессе
Воля – это сознательная регуляция чел-ком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствование сознательной регуляции действий. Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами.
Функции воли
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции: инициирующую, или побудительную,обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Воля как процесс — это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.
Волевое действие человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельные его звенья. Одной из основных характеристик воли является ее сила.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются показателем проявления силы воли.
Целеустремленность– умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную- умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину.
Самостоятельность - волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и ставят перед собой цель
Выдержка– умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение.
Самообладание – способность сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.
Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость, или упорство.
Настойчивость, или упорство, – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на противодействие других людей. От настойчивости следует отличать упрямство – качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет ученику ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.
Если у педагога хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его воспитанников (стремление подражать поведению учителя). Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то у подростка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Не менее важно физическое воспитание, а также ознакомление ребенка с художественными ценностями. Более итого, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек преступает к самостоятельносй трудовой деятельности,в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития.
Билет №17
1. Учебная и производственная практики: образовательные цели, функции и содержание.
Целью Учебнаой практики является формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии
1 этап. Подготовительный. Установочная лекция на кафедре
2 этап. Производственный. Ознакомление с предприятием, правилами внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по технике безопасности. Составление плана работы. Выполнение производственных заданий.
3 этап. Аналитический. Обработка, анализ и обобщение информации. Подготовка отчёта по практике. Получение отзыва-характеристики.
4 этап заключительный. Сдача отчёта по практике, дневника, отзыва-характеристики на кафедру. Защита отчёта по практике. Итоги практики.
Задачии содержаниеучебной практики заключаются в следующем:
приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
-ознакомление с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой (общество с ограниченной ответственностью, закрытое или открытое акционерное общество, фонд и пр.), системой управления и структурными подразделениями предприятия/учреждения/организации в которой бакалавр проходит учебную практику;
-изучение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (видов выполняемых работ и оказываемых услуг), ее основных потребителей, финансово-экономических показателей деятельности, положения на рынке и направлений развития предприятия/учреждения/организации;
-знакомство с работой функциональных служб предприятия/учреждения/организации (либо конкретной службы, в которой студент проходит практику) и должностными обязанностями их специалистов;
-получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки управленческой информации;
-формирование умений и навыков выполнения анализа экономических и управленческих расчетов;
-получение представлений об экологической деятельности предприятия/учреждения/организации, о санитарно-гигиенических условиях и охране труда, противопожарных и иных мероприятиях, обеспечивающих безопасность работы персонала предприятия / учреждения / организации;
приобретение практикантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности по избранному направлению профессиональной деятельности на предприятии / учреждении / организации
Целями производственной практики являютсяпрактическое закрепление, расширение, углубление, систематизация и применение, сформированных у учащихся в процессе изучения профессиональных и специальных дисциплин, знаний и умений условиях производства.
СОДЕРЖАНИЕ.Практика проходит в 4 этапа.
1 этап. Подготовительный.
Установочная лекция на кафедре
2 этап. Производственный
Ознакомление с предприятием, правилами внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по технике безопасности. Составление плана работы. Выполнение производственных заданий.
3 этап. Аналитический
Обработка, анализ и обобщение информации. Подготовка отчёта по практике. Получение отзыва-характеристики.
4 этап заключительный
Сдача отчёта по практике, дневника, отзыва-характеристики на кафедру. Защита отчёта по практике. Итоги практики.
2.Понятие о темпераменте. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности
Темперамент– это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики чел-ка, проявляющихся в его поведении и деят-ти.
Темперамент оказывает существенное влияние на формир-ние хар-ра, на динамические особенности поведения чел-ка, определяет его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными пр-сами и лич-тью.
Отечественный исследователь И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных пр-сов.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявл-ся в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при торможении и проявл-ся в способности к образованию различных тормозных условных реакций.
Уравновешенность нервных пр-сов означает соответствие силы возбуждения силе торможения. Значительное преобладание одного из этих пр-сов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервных пр-сов.
Различные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных пр-сов определяют, по И.П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деят-ти, или темперамент.
На основании 3-х свой-в Павлов выделил 4 типа темп-та
1.холерик (сильный-неуравновешенный-подвижный) -высокий уровень психич актив-ти, энергичность движений, их быстрый темп, порывистость. Х.склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоц-ым срывам.
2.сангвиник (сильный-уравновешенный-подвижный)- хар-ся высокой апсихической активностью,энергичностью, работоспособ-тью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С.стремится к частой смене впечатлений,общителен.Эмоции быстро возникают и быстро сменяются.
3.флегматик (сильный-уравновешенный-инертный)-хар-ся медлительностью и невыразительностью мимики. Трудно переключается с одного вида д-ти на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У ф.преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством.
4.меланхолик (слабый) -- хар-ся низким уровнем психич актив-ти, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. М-ка отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении.
Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скорость переработки информации, распределение внимания, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие свойства. Так как темперамент является устойчивой природной основой поведения человека не стоит прилагать усилия к его «переделке и обузданию». Руководителю необходимо учитывать и правильно оценивать свойства темперамента своих сотрудников, находить для представителя каждого типа наиболее подходящие условия для реализации его качеств, благоприятных для конкретных видов деятельности, так как каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый для него темп и стиль деятельности.
Билет № 18