Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность (в воспитании)
Воспитание и педагогический процесс. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе.
Воспитание одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности.
Сущность воспитания состоит в том, что оно включает в себя формирование у воспитуемых качеств личности, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования. Наряду с данной трактовкой воспитания существует множество других понятия в рамках определения его объема и содержательного наполнения. Так, ряд исследователей отмечают, что 1)воспитание необходимо рассматривать в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека.2) Воспитание в широком педагогическом и институциональном смысле, а именно как целенаправленный процесс, осуществляемый системой учебно-воспитательных учреждений.3) Воспитание в узкотехнологическом его значении – как решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного или эстетического качества личности).
Сущность воспитания проявляться на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественному труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей.
Воспитание как составляющая образования, выступает одним из механизмов управления и ускорения процесса социализации личности. Именно воспитание дает возможность человеку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.
Воспитание имеет собственную область деятельности и охватывает все сферы жизни и труда. Основными особенностями процесса воспитания служат: исторический характер, общественная направленность, целенаправленный характер, многофакторность, отдаленность результатов.
Понятие воспитания в российской педагогике стало употребляться в конце 18 века. Вплоть до середины 19 века понятие воспитания зачастую выступало синонимом понятия образование. Воспитание это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если обучение определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление- знание –деятельность, то воспитание : «ценности -отношения -поведение». Процессы обучения и воспитания протекают в единстве.
Дюркгейм: « действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целю возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».
Таким образом, целостное развитие личности требует ее обучения и формирования социальных и духовных отношений, в результате которых формируются свойства и качество личности. То есть сегодня понятие образование включает процесс и результат обучения, а также формирующее влияние на личность.
Воспитание –специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей развития личности последних. Важнейший результат воспитания – отовность и способность человека к самоизменению, самосозиданию и самовоспитанию.
На сегодня дискуссионной является проблема целей воспитания. Реальные цели воспитания имеют свою спецыфику в зависимости от определенной эпохи, от конкретной социальной системы, от институтов, ее реализующих и т.д. Например, в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, смирения. Современная эпоха целью воспитания видит формирование личности, которая высоко ценит идеалы свободы, гуманизма, демократии, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует иных подходов к воспитательной работе.
Цель воспитания отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс. Данный идеал (модель личности) чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, уровнем научно-технического развития, политикой правящего кабинета власти, в также позициями, взглядами педагогов-исследователей.
Сегодня цель воспитания трактуется следующим образом: 1) Воспитание всесторонне и гармонично развитой, самореализующей личности.2) Приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности.3) Воспитание социально-компетентной личности.4) Воспитания автономной личности. 5) Эмансипация и свободное развитие личности.
Всесторонние развитие личности - это развитие трех существенных ее сторон: ума (интеллект), души (нравственности), тела (физическое совершенство).
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность (в воспитании).
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Предлагаем систему общих методов воспитания: • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Методы формирования сознания личности.
Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.
Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям.
Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью.
К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников.
Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.
В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.