Формирование направленности в учебном процессе
Конец дошкольного и начало школьного возраста характеризуется обычно появлением таких интересов, как интерес к учению, к школе. Как правило, ребенка интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя.
В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются, прежде всего, интересы социально-политического плана. Подросток начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявляет интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.
Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.
В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с вовершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.
Билет № 6
1. Основные направления образовательной политики государства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
1. Обеспечение современного содержания и оптимизация структуры образования
1.1. Современное качество с соответствие содержания образования задачам жизнедеятельности современного человека, общества, государства;
-содержание образования как органичное единство необходимых компонентов процесса развития человека – воспитания, обучения, деятельности;
- интегрированность «школьного» (педагогического) и семейного, основного и дополнительного, общего и профессионального образования;
- преемственность содержания и структур дошкольного, общего среднего и профессионального образования.
1.2. Переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании:
- национальная самоидентичность; гражданская ответственность и правовое самосознание; духовность и культура; личная инициативность и самостоятельность; толерантность в поведении и общении.
1.3. Компетентностный подход как основа формирования современного содержания образования:
- в обеспечении единства основных компонентов содержания образования – знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;
- при разработке образовательных стандартов;
- для социализации и профессиональной мобильности.
1.4. Приоритетные направления и условия достижения современного качества образования и оптимизации его структуры
- Создание независимой системы аттестации и оценки качества образования.
- Создание единой системы образовательной статистики и мониторинга образования.
- Развитие региональных систем образования. Учет регионально-национальной специфики и опыта в процессе модернизации образования.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗ-Я В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальная доктрина образ-я в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий гос-ный документ, устанавливающий приоритет образ-я в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели восп-я и обучения, пути их достижения поср-вом государственной политики в области образ-я, ожидаемые рез-ты развития системы образ-я на период до 2025г.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образ-я населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина отражает новые условия функционирования образ-я, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах кач-ва общего и проф-го образ-я, восп-я подрастающего поколения.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образ-я и явл-ся основой для разработки программ развития образ-я.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образ-я, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.