Преподавателя в учебном процессе

Раскрывая сущность процесса обучения, мы подчеркнули, что в нем соединяются преподавание и учение, т. е. деятельность преподавателя и учеников.

Назначение деятельности преподавателя состоит в том, чтобы осуществлять управление актив­ной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс не­возможен без активной деятельности учеников.

Важно подчеркнуть, что в прошлом при характеристике процесса обучения деятельность учителя нередко сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а ученик лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и уме­ний, хотя это и предполагает наличие объяснения, изложения новой информации и пр.

Цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как: планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирова­ние деятельности, анализ ее результатов. Все эти элементы при­сущи и деятельности учителя.

Планирование деятельности преподавателя.

Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет с помощью составления рабочих планов и программ. Разработке планов могут помочь спе­циальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомен­дуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы. Планирование занятий должно помогать повышать педагог. мастерство преподавателей.

Организация деятельности преподавателя

Организация деятельности преподавателя по выполнению намеченного плана подразделяется на: подготовительный и исполнительный этапы.

При подготовке к занятию преподаватель по воз­можности обеспечивает:

— подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;

— предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр диафильмов, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты;

— привлечение учащихся для подготовки опытов, лабораторных работ и демонстраций,

— предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, для того чтобы учесть возможные затраты времени на занятии.

— подбор учебно-методической литературы, которая будет ис­пользована на занятии.

По ходу предварительной организационной работы преподаватель вносит некоторые коррективы в план занятия, детализирует его.

Организация преподавания на самом занятии предполагает:

— с одной стороны, организацию самих действий преподавателя,

— с другой — организацию деятельности учащихся, стимулирование и мотивацию учения.

Организация деятельности учащихся

Организация деятельности учащихся включает в себя:

— постановку перед ними учебных задач,

— создание благоприятных условий, при которых учащиеся принимают эти задачи,

— четкое распределение функций между учениками при организации практических работ,

— краткое и ясное инструкти­рование их о способах предстоящей деятельности,

— своевремен­ное оказание помощи учащимся при выполнении учебных за­даний.

К сожалению, очень часто организаторская функция учителя на уроке сводится лишь к постановке заданий, а затем пере­ходит уже в жесткий контроль за их выполнением.

Этапы инструктажа, оказания помощи, организация рациональной взаимопомощи нередко упускаются из виду, и в результате организация оказывается крайне недостаточной. Эффективность учения снижается.

Стимулирование активности учащихся

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, осуществляться одновре­менно, но может и завершить ее.

Стимулирование может быть осуществлено:

— как за счет привлечения внимания учеников к теме, возбуждения любознательности, любопытства, познаватель­ного интереса,

— так и путем развития у учеников долга, ответ­ственности.

Важно не только обеспечить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость и не­обычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление учащихся и нужно снять напряжение, перегрузку

Текущий контроль, регулирование, корригирование.

Преподавание предполагает осуществление текущего контроля за ходом усвоения учебного материала.

Осуществляется контроль путем:

— наблюдений за деятельностью учащихся,

— постановки контрольных вопросов, упражнений ,

— путем индивидуальных собеседо­ваний с отдельными учениками ,

— во время самостоятельной работы класса,

— просмотра письменных работ, тетрадей учени­ков.

Текущий контроль, как правило, не сопровождается выставлением от­меток, поэтому ученики не стесняются говорить о возникших у них затруднениях, о непонимании тех или иных вопросов. Текущий контроль позволяет выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности учеников, своевременно обратить на них внимание всей группы. Это позволяет оперативно вносить коррективы в орга­низацию преподавания и учения школьников.

В ходе контроля может возникнуть потребность в изменении темпа обучения — в замедлении его при наличии затруднений или ускорении, если найдены более удачные варианты учебной работы школьников. Текущий контроль требует соблюдения такта, внимания по отношению к ученикам.

Анализ результатов

Завершается цикл преподавания анализом достигнутых результатов. К сожалению, нередко анализируют итоги обуче­ния сразу же в конце занятия, до организации самостоятельной работы учащихся, выполнения упражнений и пр. Ясно, что в конце занятия мы можем составить себе лишь самое общее представление об усвоении учениками учебного мате­риала.

Во время анализа эффективности усвоения учебного мате­риала, очень важно

— опреде­лить степень знания фактов и определений,

— попытаться установить уровень их осознанности,

— оценить умение приме­нить полученные знания для решения практических задач.

Важным элементом является также анализ причин имею­щихся пробелов в знаниях и умениях. Эти причины могут зависеть:

— от качества преподавания,

— от уровня дисциплинированности учащихся,

— отношения их к учению,

— состоя­ния здоровья,

— работоспособности и внимания,

— от степени сформированности у них навыков учебного труда (например, темпа письма)

Наши рекомендации