Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология - это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного результата.Масштабы педагогических технологий могут быть различны: от урока и системы уроков до крупномасштабной акции пересмотра методической системы обучения, учебного процесса, проектирования школы нового типа.
В научно-педагогической литературе используют и другие термины: «образовательные технологии», «технологии обучения», «инновационные технологии», однако исходным является понятие «педагогическая технология», хотя общепризнанного определения этого термина пока нет. Дискуссионной является и проблема разграничения технологии и методики. Большинство исследователей считают, что технологию отличают два принципиальных момента: 1) она гарантирует конечный результат, 2) является проектом будущего процесса обучения, т.е. технология обладает большой инструментальностью. Методика - это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, она не является жестко определенной, предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации цели. Инструментальность педагогических технологий означает алгоритмизацию отдельных действий, начиная от постановки целей до средств ее реализации. Именно данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологий и гарантированность результатов. В зависимости от уровня инструментальности любая дидактическая система может быть ближе к технологии (высокий уровень инструментальности) либо к методике (низкий уровень инструментальности).
Специфика педагогической технологии заключается в следующем: определение диагностично поставленных целей обучения (вместо неопределенных, неинструментальных целей традиционного обучения «изучить теорему», «выразительно читать текст» действия обучаемого описываются в терминах «знать», «применять», «помнить»); ориентация всех учебных процедур на гарантирование достижение учебных целей; оперативная обратная связь: учебный материал разбивается на фрагменты (учебные элементы), подлежащие усвоению, разрабатываются проверочные работы по разделам (сумма учебных элементов), далее организуется обучение, текущий контроль, корректировка и проверка в других операциях обучения. И так до полного усвоения учебных элементов. Текущие оценки делают по типу «усвоил - не усвоил», итоговые оценки разъясняются каждому учащемуся. Контроль проводится в форме тестов - стандартных заданий для каждого уровня обучения. Субъективность оценки знаний, характерная для традиционного обучения, заменяется контрольными процедурами, которые могут быть автоматизированы;
воспроизводимость обучающих процедур, т.е. возможность его повторения любым педагогом.
Модульно-рейтинговая технология обучения - одна из самых молодых технологий, которая в последнее время получает все большее распространение.
Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, которая завершается контрольной акцией. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Последний модуль для проверки результатов освоения новой учебной информации может быть представлен тестом, расчетно-графической работой, системой вопросов для зачета, экзамена.
Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном освоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебного материала на блоки.
Применение рейтинговой системы оценки успеваемости дает возможность достичь полноты, достоверности, объективности в оценке знаний каждого модуля. Эта система построена на использовании накопительной оценки успеваемости. Главное ее достоинство заключается в том, что она обеспечивает комплексную и дифференцированную оценку количества и качества учебной деятельности студентов, повышает их мотивацию к занятиям, стимулирует регулярную самостоятельную работу в семестре.
Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной деятельности с помощью зачетных единиц. Успешность работы учащегося в течение семестра по данной дисциплине оценивается определенной суммой баллов, например, в 100 баллов. Шкала оценок по отдельным модулям, за выполнение определенных видов учебной работы, тестов по данной дисциплине разрабатывается педагогом. При этом учащимся предоставляются премиальные баллы и штрафные баллы, например, за несданную своевременно контрольно-графическую работу. Система рейтингового оценивания сообщается учащимся в начале изучения данного курса.
Суммарная рейтинговая оценка по предмету складывается из рейтинговой оценки количества и качества учебной работы в семестре и рейтинговой оценки, полученной на зачете или экзамене. Один из вариантов рейтингового оценивания успешности работы студента в семестре: из 100 баллов до 60 ему выставляется за текущую работу в семестре, 20 - за выполнение тестов для получения допуска к экзамену и 20 - за экзамен. При необходимости рейтинговая оценка может быть переведена в традиционные оценки путем использования шкалы перевода.
Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации проекта открывает новые горизонты творчества педагога - автора проекта, способствует значительному усилению работы обучаемого. Педагогические технологии способствуют созданию обучающих систем, пакета документов и средств, дидактических и технических, которые позволяют учителю «среднего уровня» достигать более высоких результатов.
Перечисленное выше относится к достоинствам педагогической технологии, однако имеются и недостатки. Концепция полного усвоения дает высокие результаты, но имеет ограничения: так изучается материал, поддающийся членению на единицы, последовательно связанные (математика, грамматика, естествознание). Другой недостаток - обучение происходит, в основном, на репродуктивном уровне. Познакомиться с педагогическими технологиями, в частности, с поисково-исследовательской, имитационной (технологией активного обучения) и другими, рекомендуется по учебникам.
Средства обучения
Наряду с целями, содержанием, методами и формами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием обучения его информационно-предметную среду. Средства обучения материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося.
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака. Например, выделяют по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий и т.д.) и идеальные(образные представления, модели Вселенной, знаковые модели) средства обучения. Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может в свою очередь классифицироваться по разным основаниям. К таким группам относятся натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.
Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материал и т. д. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений (посуда, станки, машины, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).
Изображения и отображениясоставляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы. Иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, рисунки, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, кинофильмы, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).
Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебники, сборники задач, методические рекомендации и др.
Технические средства обучения (ТСО) включают диапроекторы, кинопроекторы, школьные и факультетские радиоузлы, телевизоры, калькуляторы, и др. К этой группе относят также средства новых информационных технологий: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, мультимедиа-проекторы, учебное оборудование на базе электронной техники.
Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования изготовления. Основными дидактическими функциями средств обучения являются:
· компенсаторность – т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагогов и учащихся;
· информативность - передача необходимой для обучения информации;
· интегративность – рассмотрение изучаемого объекта по частям или в целом;
· инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.
Существуют официальные перечни учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента Государственного образовательного стандарта.
Данные перечни включают в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторных работ и т.д.
Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и изменений содержания образования, разработку новых форм и методов обучения в связи с появлением, например, информационной сети Интернет.
В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски (CD-ROM) и DVD с материалами по различным учебным курсам. Подобные средства предлагается использовать в учебном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы на занятиях, для самостоятельной работы. Они помогают обеспечить интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его усвоения, интенсифицировать обратную связь «учащийся – педагог».
Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Они вариативны в использовании, поскольку им можно придать любую форму для чтения, предоставляют большие возможности для совместной творческой работы педагога и учащихся. Педагог может достаточно быстро переструктурировать учебный материал, поместить его на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех своих учеников.
К новым средствам обучения относится сайт учебного заведения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке.