Виды ложных родительских авторитетов (по А. С. Макаренко)
удружбы, уподкупа,
сг- любви, удоброты,
су чванства, <г педантизма,
урезонерства, су подавления.
Особенности семейного воспитания
О Органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка.
О Непрерывность и длительность воздействия.
О Многократность и противоречивость воспитательного воздействия.
О Интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности.
О Относительная замкнутость.
О Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа).
О Взаимная направленность формирующих воздействий.
Негативные факторы семейного воспитания
> преобладание материальных ценностей;
> бездуховность родителей;
> авторитаризм или безграничный либерализм;
> безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;'
> отсутствие нормального психологического климата;
> неразвитость родительских чувств;
> фанатизм в любых его проявлениях;
> противоправное (криминальное) поведение взрослых;
> отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Неверные установки в семейном воспитании
•♦Предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей.
•* Страх утраты ребенка.
•«■ Проекция на детей собственных отрицательных качеств.
•fr Амбиции родителей в отношении собственных детей.
•» Внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.
Принципы семейного воспитания
♦ Целенаправленность.
♦ Культуросообразность.
♦ Гуманизм.
♦ Связь воспитания с жизнью детей и их потребностями.
♦ Единство и согласованность общественного и семейного воспитания.
♦ Учет возможностей и особенностей развития личности ребенка.
♦ Единство требования и воспитательных позиций.
♦ Включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания
♦ семейный быт, уклад;
♦ семейные традиции;
♦ семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
♦ общение и совместная деятельность;
♦ понимание и принятие ребенка;
♦ чувство долга и ответственности за воспитание детей;
♦ педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;
♦ авторитет родителей;
♦ организация жизненного пространства ребенка.
Стиль семейного воспитания— установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
яшшшшшшяшшяшяшшшвшшшяяшштиш1\т нитями 11 n iim mi 11 ■ i 'im miwiii i им ■■■ни
Критерии стилей семейного воспитания
/ степень протекции и контроля; / удовлетворенность потребностей ребенка; / предъявляемые требования и способы общения с ним; / применяемые санкции по отношению к ребенку;
/ степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.
И |
Оптимальным условием воспитания в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка.
Содержание семейного воспитания— формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов:
□ культуры жизненного самоопределения;
□ интеллектуальной;
□ коммуникативной;
□ нравственной;
□ эстетической;
□ трудовой и физической культуры личности;
□ культуры межполовых отношений.
Взаимодействие семьи и школы
Цель — стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодополнение и взаимовлияние.
Принципы общения семьи и школы
□ сотрудничество;
□ такт;
□ взаимодействие;
□ взаимоуважение;
□ взаимопомощь и взаимоподдержка;
□ терпение и терпимость.