Невербальные средства общения
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения.
Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т.д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).
Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.
Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.
Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.
Его составляют:
· голос, песня,
· внешний вид, одежда, поза
· выражения лица, улыбка, взгляд,
· движения,
· танец, походка
· жесты,
· кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);
· аплодисменты;
· прикосновения;
· рукопожатие;
· объятия;
· поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;
· мимика -- подражание поведению
· личное пространство
· Флирт
Виды речи.
Речь жестов, звуковая речь, устная и письменная речь, внешняя и внутренняя речь - все это различные виды речи. Исторически первым видом речи является язык жестов (мимика и пантомимика). Язык жестов является наглядным и выразительным, хорошо передает сообщения в определенной конкретной ситуации. Однако уже на ранних этапах развития человечества язык слов, звуковая речь дополняют язык жестов. Развитие человеческого мышления неразрывно связано с развитием членораздельной звуковой речи. Отношение слова, обозначаемого в звуковой речи, носит более абстрактный характер, чем отношение жеста к изображаемой действительности. Но и жест, и звуковая речь взаимосвязаны и взаимообусловлены в процессе исторического развития. Устная и письменная речь также взаимосвязаны, хотя и существенно отличаются друг от друга. Устная речь -•это вербальное, так называемое словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух (аудиально). Она может быть монологичной и диалогичной. Монологом называют речь, не имеющую конкретного адресата, служащую для выноса мыслей, чувств, переживаний субъекта. Монолог не является частоупотребимым видом речи. Частоупотребимая форма протекания устной речи - диалог. Диалогом называют речь, в которой участвуют два лица или более. Письменная речь - это вербальное общение при помощи графических знаков - текстов, воспринимаемое зрительно (визуально). Письменная речь базируется на устной речи: буквы обозначают звуки устной речи. Письменной речи свойственна весьма сложная композиционная структурная организация. Все вышеперечисленные виды речи - звуковая, жестов, устная, письменная - есть разновидности внешней речи, так как в них общение осуществляется с использованием языка при наличии процесса реальной коммуникации. Внутренняя речь использует язык вне процесса реальной коммуникации. Психолингвисты (ученые, исследующие психологические особенности языка) рассматривают два вида внутриречевого процесса. Первый вид - беззвучное проговаривание «про себя», которое при озвучивании становится обычной внешней речью. Второй вид внутренней речи качественно отличается от
внешней речи. В этой форме внутренняя речь нацелена на переработку восприятия речи и подготовку высказываний. Б. Г. Ананьев описал три формы внутренней речи:
• установка на наречение;
• внутреннее наречение, в котором присутствует структура будущего подлежащего и сказуемого;
• указательные определения места нареченной мысли в суждении.
Содержание семейного воспитания.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформировать не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья – таково общество.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии.
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целю демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:
физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;
нравственное – стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
интеллектуальное – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
трудовое – закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни.