Основная ценность средств обучения в коррекционно-образовательном процессе
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания.
Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие.
Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем,
- насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах;
- обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;
- приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;
- предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению;
- содействует развитию речи, мышления;
- обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала;
- обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации;
- ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.
В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала. Наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.
3. Характеристика средств обеспечения коррекционно-образовательного процесса
3.1 Классификация средств обеспечения коррекционно-образовательного процесса
Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам коррекционно-образовательного обучения относятся:
живое слово учителя;
виды искусства;
наглядные пособия;
печатная продукция;
собственная деятельность детей;
педагогические ситуации;
природная среда;
окружающая обстановка;
технические средства обучения.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения в коррекционно-образовательном процессе: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную; инструментальную.
Компенсаторная функция предполагает оптимизацию процесса обучения, уменьшение затраты сил и времени, здоровья учителя и учеников.
Адаптивная функция предполагает обеспечение благоприятных условий протекания процесса обучения, организации демонстраций, самостоятельных работ.
Информативная функция способствует получению более точной и полной информации об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствует повышению уровня обученности.
В интегративной функции средства обучения позволяют рассматривать объект и как часть, и как целое, и реализуются при комплексоном обучении.
Инструментальная функция направлена на грамотное, безопасное, рациональное выполнение различных видов деятельности учителя и ученика, способствует воспитанию культуры умственного труда.
Все функции средств обучения тесно взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и компетентное управление.
Существуют требования к использованию средств обучения:
- соответствие целям и задачам;
- доступность для восприятия и понимания;
- достаточность в своем количестве и качестве;
- своевременность относительно содержания занятия;
- безопасность.
Виды речи
Специальное образование в работе с детьми широко использует такое средство, как разные виды речи.
Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального и деятельностного развития.
Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования, в силу специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Словесная речь должна быть внятной, четкой и грамотной. Педагог должен иметь хорошую дикцию, обладать умением импровизировать и способствовать активации речи у учащихся, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.
В специальном образовании используются такие средства, как дактильная и жестовая речь.
Дактильная речь осуществляется использованием ручной азбуки, когда каждая буква изображается при помощи пальцев и называется дактилемой. Буквы складываются в слова, слова во фразы и получаются целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения "считывает" передаваемую информацию.
Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и жестовая речь, в которой слова изображаются жестами.
Жестовая речь имеет две разновидности: калькирующая и разговорная.
Калькирующая жестовая речь имеет особое строение, где каждый жест эквивалентен слову, порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.
Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном неофициальном межличностном общении людей с нормальным слухом.
Существует средство, помогающее людям с нарушениями слуха воспринимать информацию с помощью зрения. Видеть говорящего важно для восприятия его речи, поэтому орган зрения помогает органу слуха. Зрительное восприятие устной речи, или, как его принято называть, "чтение с лица", или чтение с губ используется в качестве средства упрощающего процесс восприятия информации и для глухих служит частичной компенсацией отсутствующего слуха.
Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.