Профилактика и коррекция. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:
· смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
· повышение их активности и самостоятельности;
· устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;
· коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.
В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий.
К психодинамическому направлению коррекции традиционно относятся психоаналитический и гуманистически-ориентированный подходы. Основной целью коррекции в рамках психодинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций; толкование сновидений; интерпретация; анализ сопротивления; анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционые техники: это игра и арт-терапия. Авторами подчеркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основные задачи: 1) способствует развитию самовыражения у ребенка; 2) коррегирует эмоциональный дискомфорт; 3) формирует саморегулирующие процессы.
В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит установление эмпатической связи психолога с ребенком, полное принятие ребенка и искренняя вера психолога в способности ребенка, в его успехи. В рамках данного подхода широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств»; арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия.
Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок.
В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описанных в работах В.И.Гарбузова, Д.Н.Исаева, А.И.Захарова, Б.З.Драпкина.
В рамках данного подхода широко используются поведенческие методы, например, метод условно-рефлекторной терапии (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977); суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов (Захаров, 1982). А.И.Захаров разработал методику игровой психотерапии, направленную на восстановление нарушенных отношений у ребенка. При индивидуальной психотерапии автор использовал следующие этапы: беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение. По мнению автора, при острых невротических реакциях следует делать акцент на спонтанный компонент игры, при невротическом развитии – необходимо делать акцент на направленные методы (Захаров, 1982).
В отечественной психологии широко используются также методы семейной психокоррекции (Захаров, 1982; Спиваковская, 1988; Эйдемиллер и Юстицкий, 1992).
В рамках психолого-педагогических исследований разрабатываются и используются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и др.), групповые подвижные игры.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать следующие факторы:
1. психологические, включающие в себя личностные характеристики ребенка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;
2. педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка;
3. клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте [7, с. 333].
Профилактика школьных неврозов:
· знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к невротическим реакциям;
· благожелательная атмосфера на уроке;
· уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей;
· повышение самоконтроля педагога;
· выбор правильного стиля общения;
· неформальное общение.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность дисгармонического развития личности?
2. Какие причины неврозов Вы можете выделить?
3. Каким образом на развитие неврозов могут влиять родители? Педагоги?
Литература:
1. Гарбузов В.И.Нервные дети: советы врача. М., 1990.
2. Дефектология : словарь-справочник /под ред.Пузанова Б.П.-М.,1996.
3. Завьялова В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.,1988.
5. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М.,1986
6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-М., 2006
8. Петрунек В.П., Таран Н.Л. «Колыбель неврозов»: заметки врачей-психоневрологов.- М.,1988
9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В.-М.,1995
Тест на усвоение материала:
Задание 1
Какие недостатки развития личности ребенка можно исправлять при помощи следующих психолого-педагогических техник коррекционной работы:
1. Рисование страхов
2. Игровая коррекция страхов
3. комплекс подвижных игр
4. холдинг-терапия
5. арт-терапия
6. куклотерапия
Задание 2
Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов, предложенный доктором психологических наук А.И.Захаровым, можно обозначить как 5+5. какие игры входят в этот комплекс?
Задание 3
Обозначьте назначение и виды специализированных коррекционных образовательных учреждений:
· коррекционное учреждение I вида - …
· коррекционное учреждение II вида - …
· коррекционное учреждение III вида - …
· коррекционное учреждение IV вида - …
· коррекционное учреждение V вида - …
· коррекционное учреждение VI вида - …
· коррекционное учреждение VII вида - …
· коррекционное учреждение VIII вида-…