С тяжелыми нарушениями зрения
У лиц с ограниченными возможностями здоровья затруднено познание окружающего мира, в связи с их особенностями. А также затрудненно общение с другими людьми и взаимодействие с ними.
В группу лиц с ограниченными возможностями здоровья входит такая категория лиц, как слепые и слабовидящие. Человек воспринимает 90% информации с помощью зрительного анализатора. Таким образом, восприятие мира у людей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и общение и взаимодействие выстраивается с определенными трудностями.
Межличностные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально-психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в себя самые разнообразные влияния, как внутренние (личностные), так и внешние (средовые) [7].
Особенно важно изучать детей с тяжелыми нарушениями зрения и их взаимоотношения с людьми, ведь в детстве человек получает фундамент навыков общения. И это первичный фундамент, на котором строится дальнейшее взаимоотношение с людьми и развитие самой личности.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
По словам А.М. Жихарева, дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом – по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл [1].
Дети с нарушением зрения являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов [2]. Л.С. Выготский отмечал, что дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. Основные и наиболее тяжелые последствия слепоты лишь косвенно связаны с органическим дефектом и являются в первую очередь следствием нарушений социальных отношений [3].
Дети этой категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков. У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов. Особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный анализатор, который в процессе социальной перцепции несет информацию об особенностях характера и эмоциональных состояний собеседника. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.
Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов.
Большая часть детей слабо ориентирована на нормы и правила поведения. Сферу общения они не выделяют для себя, как область приобретения новых знаний, умений, навыков и впечатлений [5].
Многими тифлопсихологами (Л.В. Егорова, В.П. Ермаков, П.М. Залюбовский, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.) и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения [6].
Отсутствие зрения, безусловно, влияет на сферу чувственного познания окружающего, ведет к сужению круга общения, замедлению формирования навыков и средств общения и трудностям в подражании действиям людей в различных ситуациях, но не изменяет саму структуру коммуникативной деятельности [10].
Развитие самого процесса общения у детей этой категории протекает так же, как и у их нормально видящих сверстников [9].
Таким образом, взаимоотношения у детей с глубокими нарушениями зрения формируются с определенными особенностями. У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов. Очень важно изучать их взаимоотношения в дошкольном возрасте, для оказания коррекционной помощи и успешной социализации.
Дальнейшее изучение взаимоотношений детей с тяжелыми нарушениями зрения планируется с помощью следующих методик:
- Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста [4].
- Методика "Капитан корабля"
Назначение: диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.
- Методика «Рассказ о друге»
Проецирование своего внутреннего отношения к себе и окружающим может осуществляться не только в графической, но и в вербальной форме. Отвечая на вопросы взрослого о других детях, ребенок обнаруживает особенности своего восприятия других и отношения к ним [8].
Данные методики будут применены и использованы в следующем нашем исследовании.
Список литературы
1. Баландина, Л. Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушением и нормальным [Текст] / Л. Л. Баландина. // Фундаментальные исследования. – 2014. – Выпуск № 5-2.
2. Волкова, И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения [Текст] / И. П. Волкова. // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 39-47.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.5. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. ТА. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
4. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинкоская. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
5. Григорьева, Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. // Дефектология. – 1996. – №4.
6. Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. // Дефектология. – 2001. – №2.
7. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
8. Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция [Текст] / О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
9. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.
10. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова; под ред. Л. И. Шипицыной. – СПб., 2005.