Категории учебных целей в когнитивной области
Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей |
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания ― от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории ― припоминание соответствующих сведений. 2. Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы ― в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит примене-ние правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознание как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (высту-пление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющих-ся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур 6. Синтез Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художест-венного произведения, исследова-тельских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях | Ученик Знает употребляемые термины, Знает конкретные факты, Знает методы и процедуры, Знает основные понятия, Знает правила и принципы Ученик Понимает факты, правила в принципы, Интерпретирует словесный материал, Интерпретирует схемы, графики, диаграммы, Преобразует словесный материал в математические выражения, Предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Ученик Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демон-стрирует правильное применение метода или процедуры Ученик Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упрощения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных Ученик Пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы Ученик Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества. |
Таблица 3