Инструкция по заполнению и использованию диагностической карты
№ п/п | Содержание информации | Способ получения | Форма записи | Цели и способы использования в работе классного руководителя, воспитателя |
Фамилия, имя, отчество | Разовый письменный опрос (РПО) | По алфавиту, отдельно мальчики и девочки | Для удобства сравнения показателей у детей разного пола и соответствующей работы с ними | |
Число, месяц, год рождения | РПО | Цифровая | Для учета отклонений в развитии, работы, связанной с взрослением (уголовная ответственность, паспорт, права) | |
Профессия матери, отца | РПО | Словесная, в числителе — профессия матери, в знаменателе — отца | Для анализа социальной структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе | |
Тип семейного воспитания | Наблюдение, беседы с родителями | А — авторитарный^ — демократичный; Б — безразличный | Для групповой и индивидуальной работы с родителями | |
Состояние здоровья и физическое развитие | Беседы с врачом, родителями, изучение медкарты (данные не разглашаются) | БО— без отклонений; ЧБ — часто болеет; СК — сколиоз; 3 — зрение; СЛ — слух; СРД — сердце; НР — нервы и пр. | Для создания щадящего режима, организации лечения, специального меднадзора, регулирования нагрузок учащегося, организации физического воспитания | |
Успеваемость, познавательные интересы | РПО, беседы с учителями, родителями. Анализ классного журнала | Назвать предметы с высокими и низкими оценками и предпочитаемые | Для оказания индивидуальной помощи, организации дополнительных занятий, развития интересов | |
Отношение к учебе | РПО, беседы с учителями, родителями, наблюдение | Положит., негативное, безразличное | Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению | |
Мотивы учения | РПО, беседы с учителями, родителями, наблюдение | Интерес, долг, боязнь наказания и др. | Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению |
Продолжение
•9 | Увлечения, интересы, специальные умения | РПО, беседы с учителями, родителями | Словесная при положительных, шифр при негативных | Для определения воспитательных задач и индивидуальной работы, формирования умений, развития интересов, кругозора |
Наличие повышенных способностей | Наблюдение, анализ результатов олимпиад, конкурсов, смотров | Назвать направленность, способности | Для создания условий развития дарований, для профориентации, организации развивающей деятельности детей | |
Общая культура, эрудиция, речь, начитанность | Наблюдение, беседа с учителями, родителями | Уровень: высокий, достаточный, средний, низкий | Для вовлечения во внеурочную деятельность, формирования интересов, культуры умственного труда, поведения, организации индивидуальной работы | |
Трудовая и социальная активность | Наблюдение, беседы с учителями, учениками, самооценка | А — активен; ИЗА — избирательно активен; МА — малоактивен; НА — неактивен | Для развития социальной активности, опыта, организации внеурочной работы, воспитания и деятельности | |
Положение в группе, отношения с товарищами | Наблюдение, мнение учителей, социометрия | Произвольно: лидер, активист, предпочитаемый, отвергаемый | Для развития коллектива, положительных качеств учеников, взаимодействия между ними, решения проблем развития, общения школьников | |
Поручения и отношение к их выполнению | РПО, самооценка, наблюдение, мнение учеников, учителей, семьи | О — ответственно, ИО -избирательно ответственно, НО — неответственно | Для распределения нагрузок, формирования социального опыта, воспитания ответственного отношения к поручениям организации, внеурочной развивающей деятельности | |
Внешкольные занятия | РПО, беседа с родителями | Словесная | Для использования в воспитательной работе, развития интересов и способностей, индивидуального регулирования занятости детей |
Продолжение
Основные достоинства ученика | РПО, мнение учителей, учеников, родителей | Словесная | Для организации воспитательной работы, формирования положительной самооценки, взаимообогащения школьников | |
Основные недостатки ученика | РПО, мнение учителей, актива, родителей | Шифр (произвольный) | Для индивидуального подхода в обучении и воспитании, для организации помощи в организации самовоспитания | |
18 19 | Профессиональные намерения | РПО, беседа с родителями | Словесная | Для оказания помощи в профессиональном самоопределении, для целенаправленной организации внеурочной воспитательной работы |
Доминирующие воспитательные задачи формулируются на основе результатов анализа всех данных диагностики |
Алгоритм анализа данных и формулировки воспитательных проблем
1. Анализируя карту по столбцам, выявить типичные и единичные показатели.
2. Оценить их на соответствие нормам, критериям воспитанности.
3. Выявить связь между различными показателями для понимания причин отклонений, общего уровня воспитанности класса.
4. Сформулировать собственно-педагогические задачи.
5. Определить функционально-педагогические задачи.
6. Составить план работы.
Вопросы для анкетирования (РПО) детей (дается часть вопросов, другие формулирует студент)
№ 6. Какие предметы тебе больше нравятся? № 7. Нравится ли тебе учиться? — Да. Нет. Не очень. Почему ты учишься? — Интересно. Так надо. Знания нужны для жизни. № 9. Чем ты интересуешься, увлекаешься в жизни? Что умеешь делать такое, что не все умеют? (Например, водить автомобиль, делать цифровое фото...). № 14. Что конкретно ты делаешь, участвуя в жизни класса, школы? Какие постоянные поручения ты имеешь в школе и как, по-твоему, ты их выполняешь? — Хорошо. Не всегда хорошо. Плохо. Не делаю вовсе.