Социальное становление личности школьника

В современных социально-экономических и социокультурных условиях развитие общества напрямую зависит от готовности системы образования к решению стратегической цели воспитания – становление личности, способной к социальному взаимодействию и решению сложных социальных проблем. Между тем, социологические исследования свидетельствуют о том, что в кризисных ситуациях в обществе активизируются ситуативные установки и поведение человека, определяемые в большей степени идентификацией с ближайшим окружением, эгоцентрической ориентацией личности (В.А. Ядов). Реалии современного мира и средства массовой информации насаждают в сознании подрастающего поколения нормы и эталоны достижения личного успеха. Педагогические исследования и практика последних лет также акцентируют внимание на индивидуально-личностном росте и достижениях детей и подростов. Все это приводит к нарушению целостности в формировании личности, недооценке необходимого для достижения личностной и социальной зрелости гармоничного единства индивидуальной и общественной составляющей личностного развития.

Утверждение в педагогическом сообществе личностно ориентированной парадигмы воспитания позволило преодолеть односторонность жесткого, тоталитарного и ограниченного понимания воспитания как формирования изначально заданных потребностями общественной системы свойств и качеств личности. Однако, как это часто бывало в нашей истории, «вместе с водой был выплеснут и ребенок». Идеи самоопределения, самореализации, самоосуществления, саморазвития, плодотворные и гуманистические по своей сути, но доведенные до абсурда, приводят к нарушению той целостности, которая образуется равновесием противоположных, взаимодополняющих и компенсирующих друг друга стратегий воспитания. Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, именно степень социальной зрелости (проявляющейся не только в освоении социальных норм, но и в реализации их в поведении, уровне самопонимания, самосознания, самоактуализации, что является собственно социальными приобретениями) характеризует «осуществление» человека в индивидуальных особенностях его социальной сущности. По его мнению, при всей детальной проработке в научных трудах отдельных аспектов, раскрывающих такую «самость» (самосознание, самоопределение и др.), они не «закольцованы», не интегрированы в единой характеристике, определяющей социальный уровень развития человека как главного носителя социального (7, с. 135). Мы согласны также с мнением И.А. Липского о том, до сих пор не определены границы применимости личностно ориентированного подхода, та мера, переход которой приведет к широкомасштабному формированию личностей, относящихся к социально-опасному типу людей. В результате значительная часть современных молодых людей, очевидно прошедших «школу» личностно-ориентированного воспитания, обладают, как правило, высоким уровнем развития материальных потребностей; необоснованно завышенной самооценкой, амбициозностью; высокими притязаниями при низком уровне культурного развития, компетентности, способности принимать решения в ситуациях профессионального и морального выбора; неготовностью к коллективной работе и стремлением уйти от ответственности; отрицательным отношением к общественной работе; социальной индифферентностью (2, с. 43).

Безусловно, в данном случае мы имеем в виду не только результаты воспитания, которое осуществляется в воспитательных организациях различного типа, но и все издержки социализации, осуществляемой в семье и под влиянием других факторов, в частности, средств массовой информации. С экрана телевизора и со страниц различных изданий в качестве аксиомы преподносятся такие высказывания, как «Патриотизм – последнее прибежище мерзавцев». В своем стремлении воспитания эгоцентричной, аполитичной, безразличной к настоящему и будущему страны и ее граждан личности, не способной к активным социальным действиям, мы «преуспели» в 90-е годы прошлого века, и только сегодня, опомнившись, пытаемся наверстать упущенное.

Проблемы развития социального интеллекта и формирования социальной компетентности школьников активно исследуются в последние годы. Однако социальная компетентность преимущественно рассматривается как средство адаптации личности в социуме и наиболее успешной самореализации в нем, то есть с личностно-центрированных позиций. В то же время становление социально ориентированной личности в современных условиях затруднено не только из-за негативного влияния различных факторов социализации, но и в связи с недостаточной определенностью дефиниции «социально ориентированная личность», а, следовательно, целевой направленности и способов ее воспитания.

Существуют, как минимум, две диаметрально противоположные трактовки понятия «социально ориентированная личность». Согласно одной из них оно рассматривается достаточно широко, преимущественно в контексте процесса социализации личности, понимается как результат ее вхождения в систему социальных отношений, в социальную практику в целом. Данная трактовка связана с включением в структуру социально ориентированной личности не только тех качеств, которые обеспечивают ее социальную адаптацию, приспособление к требованиям общества, но и тех, от которых зависит степень развития ее индивидуальности, проявляющейся в обособлении, относительной автономизации (3). Согласно другой – данное понятие применяется к характеристике конкретного, комфортного типа личности, для которой свойственны: сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать согласно существующим нормам поведения, ориентация на социальное поощрение и одобрение. При этом детям данного типа авторы классификации приписывают низкий уровень развития интеллектуальных функций, потребности в успешном овладении учебной деятельностью (6, с. 7–8).

Рассматривая сущность и содержание понятия «социально ориентированная личность», мы придерживаемся иной его трактовки, не отрицающей необходимости соразмерного развития социально и индивидуально ценных качеств и свойств. Социально ориентированная личность – это личность, гармонично сочетающая в системе своих отношений к окружающему миру, к самому себе и проявляющая в поведении и деятельности как ориентации на интересы общественного развития, социальное взаимодействие, так и на личностный рост и самореализацию, направленные на вклад в развитие общества, взаимообогащение и соразвитие всех субъектов социального взаимодействия.

Определение стратегии и тактик педагогического сопровождения процесса становления социально ориентированной личности предполагает выделение в ее структуре тех компонентов, формирование которых прежде всего обеспечивает ее становление. Безусловно, особую роль играют в данном процессе те из них, совокупность которых определяет сущность и содержание понятия «ориентация». Психологи относят данные феномены к системе внутренней поведенческой регуляции индивида и включают в их состав: социальные представления, интересы, социальные установки (аттитюды), ценностные ориентации, взгляды, убеждения, направленность личности и т.д. Социологи объединяют все эти разнообразные регуляторы поведения человека под единым названием «диспозиции».

Поскольку высший уровень диспозиций, по мнению В.А. Ядова, образует система ценностных ориентаций личности, в качестве основного критерия эффективности процесса становления социально ориентированной личности должна выступать степень сформированности ее социально-ценностных ориентаций.

Наиболее адекватным основанием определения сущности ценностных ориентаций мы считаем концепцию отношений, предложенную В.Н. Мясищевым и позволяющую представить ценностные ориентации как избирательные отношения личности к различным сторонам и явлениям действительности, представляющим для нее определенную ценность. Соответственно, социально-ценностные ориентации рассматриваются намикак система устойчивых ценностных отношений личности к наиболее значимым аспектам социальной жизни, формирующихся на основе широкого спектра всех ее духовных отношений.

Содержание социально-ценностных ориентаций, на наш взгляд, может быть представлено в виде трех основных блоков:

1) ценностные ориентации личности, определяющие ее отношение к обществу и различным явлениям общественной жизни (забота о благосостоянии общества, ориентация на сохранение и умножение общественных достижений и ресурсов, сохранение прав и свобод ее граждан, политическую и экономическую стабильность и независимость и т.д.);

2) ценностные ориентации, определяющие отношение личности к субъектам социального взаимодействия (ориентация на социально приемлемые нормы поведения, межличностного и группового взаимодействия: равноправие, уважение, заботу, поддержку, понимание, принятие, толерантность, веротерпимость и др.);

3) ценностные ориентации, определяющие отношение к себе как члену общества (ориентации на социальную активность, вклад в общественное развитие, социальную ответственность, гражданская гордость и достоинство, ориентация на самореализацию своего творческого потенциала в интересах общества, осознание себя патриотом, гражданином и т.д.), в том числе связанные с осознанием специфики их проявлений в соответствии со своей социальной идентичностью (гендерной, этнической, профессиональной и др.).

Становление устойчивой системы социально-ценностных ориентаций связано с периодом достижения личности социальной зрелости, которая, по мнению исследователей, является новообразованием юношеского возраста. Стратегия становления социально ориентированной личности школьника предполагает постепенное ее продвижение к формированию диспозиций высшего уровня. В ее основу нами положена выделенная В.А. Ядовым уровневая иерархия диспозиций (8).

На первом этапе (младший школьный возраст) внимание педагогов должно быть сосредоточено на формировании социальных фиксированных установок, которые являются проявлением потребности в общении, формируются в малой группе и выражают определенное отношение личности к социальным объектам на этом уровне. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, до 9–10 лет ребенок развертывает свои отношения в среде знакомых людей, ориентация на социально нормативное поведение связана с его стремлением к общественному признанию и к занятию социально ответственной позиции по отношению к конкретным людям – прежде всего к взрослым . На этом возрастном этапе основными механизмами формирования социально ориентированной личности являются: подражание, идентификация, социальные ожидания – экспектации.

На втором этапе (подростковый возраст) формируются социальные интересы личности, которые выходят за пределы малой группы и направлены на конкретные сферы социальной деятельности и социальной активности. Социальный интерес в основном определяют как способность интересоваться другими и принимать в них участие. На наш взгляд, сущность и содержание социального интереса значительно шире, поскольку на этом этапе интенсивно формируются не только ценностные ориентации, определяющие направленность и характер межличностного и группового взаимодействия, но и те, которые связаны с интересом подростков к более широким сферам общественной жизни (общественная деятельность группы, школы, деятельность в общественных объединениях и т.д.), к расширению пространства социального взаимодействия. Основным механизмом становления социально ориентированной личности на данном этапе выступает референтная группа, которая, по мнению С.А. Беличевой, выполняет функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида, которые он готов разделить и которые превращаются в его собственные. Соответственно, особое место в данном процессе занимают групповые ожидания – групповые экспектации (9).

Третий этап (старший школьный возраст – ранняя юность) связан с формированием системы социально-ценностных ориентаций, целостно проявляющихся в социальной позиции личности. Значительно расширяется спектр сфер общественной жизни и социального взаимодействия, которые находятся в сфере внимания и интересов старшего школьника (политическая, гражданская, профессиональная, семейная и др.), формируется система отношений к себе как члену общества и субъекту общественной жизни, происходит выбор своей четкой социальной позиции. Ведущими механизмами становления социально ориентированной личности выступают механизмы самоопределения – интернализация, связанная с осознанием социальных норм, ценностей, идей и принятием ответственности за их выбор; а также аутентизация, проявляющаяся в осознании личностью истинности, подлинности, соответствия социальных норм и ценностей своей индивидуальности, сущностному в себе. Специфическим инструментом, обеспечивающим действие данных механизмов, служит в ранней юности рефлексия.

Безусловно, реализация данной стратегии становления социально ориентированной личности требует специальной организации целенаправленной деятельности, осуществляемой в воспитательной системе школы и учитывающей специфику возрастных этапов ее становления.

Наши рекомендации