Возникновение и становление педагогической профессии

С79(03)-00

ISBN 5-88527-171-2

ã B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов, 1997

ã Издательство «Школа-Пресс», 1997

Слово к будущему педагогу

Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный, прекрасный миг в работе, когда однажды из нагромождения досок, камня, железа — из всего рабочего, будничного, привычного вдруг проступает четкий контур выросшей громады — всегда немного неожиданный и непохо­жий на тот, который много раз рисовало воображение, но уже реаль­ный, близкий, существующий...

"Строительный материал", над которым работаем мы, педагоги, — это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда преодолевая сопротивление этого материала, мы придаем ему со­вершенную форму. Так человеческий дух становится более стойким, чем мрамор и металл. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя — видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как во­площается в нем твоя мысль, энергия, воля? Может быть, именно по­этому труд педагога без всяких преувеличений — профессия на все вре­мена? И есть ли дело на земле более ответственное, чем то, что педаго­ги отважно избрали своей судьбой? Потому что этой судьбе суждено ты­сячекратно повториться в других судьбах.

Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен. Он как бы пе­редает эстафету из настоящего в будущее. Так было вчера, так будет зав­тра. И все-таки нет — будет иначе. Все повторяется — но на ином витке истории. Школа и учитель не могут не отражать происходящих изме­нений.

Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по при­званию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное ис­пытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и че­ловеческую незаурядность.

Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высо­кая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утвержде­ние человека в человеке. Великий чешский педагог Я.А.Коменский при­водил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существова­ния. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с пол­ководцем, энергично ведущим наступление против варварства и неве­жества.

Различного рода знания, которыми обладает и профессионально вла­деет педагог, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систе­матизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержа­нием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определен­ной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональ­ной компетентности учителя выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами педагогической деятельности.

Как ни сложна область педагогического творчества, как ни бесконеч­но многообразны индивидуальные случаи, требующие кажцый раз сво­его решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определен­ные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.

Мы менее всего стремились к тому, чтобы снабдить вас указания­ми, рецептами, правилами. Напротив, вам надобно очень хорошо по­нимать, что "выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и что самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают" (К.Д.Ушинский).

Правда, наша педагогическая наука пока еще серьезно отстает от жизни, слабо откликается на происходящие в обществе перемены, не проявляет социальной зоркости и смелости в анализе противоречий и в разработке путей решения назревших проблем. За это она подверга­ется справедливой критике. Однако отставание педагогики не дает никаких оснований пренебрегать ею и даже отрицать ее как особую, са­мостоятельную науку. Учитель, если он хочет быть настоящим педаго­гом, понимает, что сложный педагогический процесс подчиняется объ­ективным закономерностям и что, лишь строго следуя им, можно до­биться успеха в своем труде. Такая убежденность заставляет учителя на­стойчиво искать эти закономерности, размышлять над фактами, пытать­ся за отдельными удачами или неудачами находить общие внутренние причины. Тем самым процесс накопления опыта приобретает творче­ский характер, пробуждает живую педагогическую мысль, ведет от ча­стного к общему, от практики к теории, и наоборот.

В педагогике, как и во всякой другой науке, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. "В педагогике, возведенной в степень ис­кусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совер­шенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны" (Н.И.Пирогов). И здесь на помощь учителю должна прийти педагоги­ческая наука.

В этом заключен пафос книги, которую вы открыли.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек... — эта должность гораздо значительнее самых высоких долж­ностей в государстве.

Платон

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

• Возникновение и становление педагогической профессии • Особен­ности педагогической профессии • Перспективы развития педагоги­ческой профессии • Специфика условий труда и деятельности учи­теля сельской школы

Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвова­ли на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общи­не была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охо­та, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вме­нялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять при­смотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов созна­тельного изготовления орудий труда, повлекших за собой необ­ходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную груп­пу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастаю­щего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так вос­питание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объ­ективные основания. Общество не могло бы существовать и раз­виваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену стар­шему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматрива­ются как синонимы. В современных словарях воспитатель опре­деляется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и раз­витие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, по­явилось позже, когда человечество осознало, что знания есть цен­ность сама по себе и что нужна специальная организация деятель­ности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Та­кая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые воль­нонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педаго­ги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знав­шие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китай­ских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, мо­нахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще ста­новились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностя­ми родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывает­ся основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Роди­ну, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."*

* См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государ­ства XIV - XVII вв. / Сост. С.Д.Бабшин, Б.Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учи­телями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и не­делимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пла­мень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".*

* Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 2. - Л., 1977. - С. 351.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуци­анства. Основные взгляды изложе­ны в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодиче­ский перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования прак­тически всегда недооценивала диалектическое единство обу­чения и воспитания, целост­ность развивающейся личнос­ти. Как нельзя обучать, не ока­зывая воспитательного влия­ния, так нельзя и решать вос­питательные задачи, не вооружив воспитанников довольно слож­ной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде все­го как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

"Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спра­шивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель.

Я.А.Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, пе­дагог, писатель. В основе его педа­гогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впе­рвые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основ­ные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Ма­теринская школа" и др.

Человеком трудной и завид­ной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему наро­ду собранную воедино муд­рость мира. Он написал десят­ки учебников для школы, свы­ше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с име­нем великого чешского педагога.

И.Г.Песталоцци (1746 - 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начально­го обучения. В своей теории эле­ментарного обучения связал обуче­ние с воспитанием и развитием ре­бенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гер­труда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как ника­кая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, кото­рый заботливо застраивает зна­ниями все уголки человеческо­го существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души лю­дей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.*

* См.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 248 - 284.

Швейцарский педагог Ио­ганн Генрих Песталоцци затра­тил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой ра­дости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с над­писью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ни­чего — для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники вы­держали небывалый в истории тираж. Например, "Родное сло­во" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и се­годня. Он так охарактеризовал общественное значение про­фессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современ­ным ходом воспитания, чувст­вует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровших­ся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся госу­дарства и им живут целые поколения"*.

* Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М., 1951. - С. 32.

К.Д.Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основопо­ложник научной педагогики в Рос­сии. Основа его педагогической сис­темы — требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике про­водил идею воспитывающего обуче­ния. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги­ческой антропологии".

А.С.Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель. Раз­работал теорию и методику воспи­тания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производи­тельным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Ос­новные труды: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", статьи.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на ут­вердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он проти­вопоставил им педагогику, гу­манистическую по сути, опти­мистическую по духу, проник­нутую верой в творческие силы и возможности человека. Тео­ретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемир­ное признание. Особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и прие­мам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наиболь­шего напряжения, но и больших сил, больших способностей".*

* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 178.

Наши рекомендации