Общее представление о педагогике как науке, ее возникновении и развитии

Каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается.

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и неотделима от развития общества, поскольку педагогические знания относятся к той сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни.

Накапливая производственный опыт, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать этот опыт следующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей, вступающее в жизнь, овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Под опытомпонимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – все, созданное в процессе исторического развития, духовное наследие человечества.

Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Данное явление, состоящее в передаче накопленного опыта от старших поколений к младшим, характеризуется понятием воспитание в социальном смысле.

Воспитательная деятельность и ее характер по мере развития человеческого общества не стояли на месте, а под влиянием общественных явлений постоянно совершенствовались и развивались. Так, в дородовом и послеродовом строе дети усваивали накопленный опыт в процессе совместной трудовой деятельности со старшими. Однако, чем больше усложнялось и развивалось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.

На определенной ступени развития общества (в более поздний период рабовладельческого строя) воспитание выделилось в особую общественную функцию, возникли специальные воспитательные учреждения, появились люди, профессией которых стало воспитание и обучение детей (Египет, Ближний Восток, Греция).

Специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, вначале разрабатывалась в недрах философии. В трудах Гераклита (530–470 до н.э.), Демокрита (460 до н.э.), Сократа (469–399 до н.э.), Платона (427–347 до н.э.), Аристотеля (384–322 до н.э.), Эпикура (341–270 до н.э.) содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», поскольку в древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, совершать прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает «детоводитель».

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.): Эразма Роттердамского (1466–1586), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишеля Монтеня (1533–1592).

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал «Трактат о достоинстве и увеличении наук», где сделал попытку в качестве отдельной отрасли научного знания выделить педагогику. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом Яна Амоса Коменского (1592–1670), выдающегося чешского педагога, реформатора школьного дела, философа, автора более 400 работ, лучших для своего времени школьных учебников («Мир чувственных вещей в картинках» и др.), дидактических сочинений («Великая дидактика» и др.), совершивших переворот как в теории, так и практике обучения и воспитания. В золотой фонд мировой педагогики вошли следующие демократические и гуманистические идеи его педагогической системы: идея всеобщего образования, обучения на родном языке, идея дошкольного воспитания. Им была предложена структура процесса обучения, разработаны дидактические принципы, теоретическое обоснование получила классно-урочная система и др.

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713–1784), К. Гельвеций (1715–1771) и Ж. Ж. Руссо (1712–1778).

Ж. Ж. Руссо создал теорию естественного воспитания – воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении «Эмиль, или О воспитании» (1762) Ж. Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью, с природой.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1872). Целью воспитания И. Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. Более 50 лет И. Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, где была предпринята попытка соединения обучения с трудом. Большую роль в нравственном воспитании педагог отводил семье, особенно матери. И. Г. Песталоцци явился автором «теории элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово, а элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая педагогом, оказала положительное влияние на развитие педагогической теории и практики.

Крупнейший немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1886) выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинув идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность, т.е. обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность – свободное, самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность – обучение, соответствующее условиям места и времени.

Существенный вклад в развитие мировой педагогической мысли внес выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский (1824-1870), основными направлениями деятельности которого стали борьба за преобразование русской школы и разработка теоретических проблем педагогики. Своим трудом «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинский положил начало новой отрасли педагогического знания – педагогической антропологии.

К. Д. Ушинский рассматривал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности, как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.

Рассматривая человека как предмет воспитания, К. Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности, ученый разработал ряд принципов, ведущим из которых явился принцип народности. К. Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, важнейшее место в формировании личности должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве, как и историю своей Родины. Он многое сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения.

Особое место в педагогике ХХ в. занимают работы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучил проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». В работе «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938) педагог останавливается на таких проблемах как формирование детского коллектива, методика воспитания в коллективе, роль традиций и игры в воспитании, составные компоненты педагогического мастерства.

В. А. Сухомлинский (1918–1970) исследовал проблемы морального становления молодежи. Им написано более 30 книг и около 300 статей. Особенно широко известные его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям» и др. Труды В. А. Сухомлинского отличаются глубиной и актуальностью, большой любовью к детям.

Активно развивалась педагогическая мысль и в Беларуси. Много интересных идей о воспитании содержится в поэме «Песнь о зубре» Н. Гусовского (1480– после 1533), в трудах Франциска Скорины (около 1490– не позднее 1541).

Широкую известность получил Лаврентий Зизаний (Тустановский) (? – после 1633), который работал учителем в братских школах Беларуси и написал такие учебники как «Азбука» (1596), «Лексис» (1596), «Грамматика словенска…» (1596) и др.

Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876–1916), которая явилась автором ряда статей о воспитании («Первое чтение для деток белорусов» и др.)

Большое педагогическое наследие оставил поэт Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882–1956). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, «Второе чтение для детей белорусов». Я. Колас является также автором пособия «Методика родного языка», которое до настоящего времени не потеряло своей научной ценности для преподавания белорусского языка.

Таким образом педагогика, прошла длительный путь развития и, накопив информацию, обобщив опыт превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.

Наши рекомендации