Общее понятие о системе физической подготовки войск
Системный подход (т.е. рассмотрение различных явлений действительности в качестве своеобразных систем) издавна используется в науке и практике. К настоящему времени накоплен значительный объем системных исследований, касающихся различных областей человеческой деятельности. Системному анализу подвергнуты биологические, социальные, педагогические и другие виды систем. Однако общепринятого определения понятия «система» пока еще нет. Одно из наиболее удачных определений сформулировано П. К. Анохиным: «Системой можно назвать только комплекс таких избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата»[6]. Данное обобщенное определение функциональной системы в значительной мере можно распространить и на физическую подготовку личного состав армии и флота, принадлежащую к классу довольно сложных динамических социальных систем.
Системе физической подготовки войск, как и каждой другой подобной системе, свойственен ряд общих признаков. К основным из них относятся следующие.
1. Существование так называемых системообразующего фактора, системорегулирующего и системонаполняющего факторов. Системообразующий фактор – это совокупность объективных требований (потребностей), вызывающих необходимость создания и активного действия той или иной системы. Этот фактор обеспечивает органическую связь всех составных частей системы и их взаимодействие для достижения определенного результата.
Системорегулирующий фактор представляет собой совокупность различных объективных и субъективных условий, которые оказывают и опосредованное воздействие на состояние системы физической культуры. В большей мере эту роль выполняет компонент концептуальных установок. Целевые установки, задачи и принципы, т.е. весь блок концептуальных установок в представленных подсистемах (физическая подготовка в полку, в вузе, в соединении, объединении, округе) будут несколько отличаться друг от друга. Эффективность функционирования системы физической подготовки зависит не только от ее внутренних ресурсов, но и в немалой степени — от окружающей среды. Наибольшее стимулирующее или, напротив, угнетающее воздействие на функционирование системы физической подготовки в воинских частях и подразделениях оказывают такие условия внешней среды, как степень организованности системы боевого совершенствования войск, фактическое количество времени, выделяемого на физическую подготовку, наличие и уровень подготовленности кадров, состояние учебной материально-технической базы для занятий физической подготовкой и спортом.
Системонаполняющий фактор во многом предопределяется требованиями концептуальных установок. Он характеризует степень организованности специализированного учебно-воспитательного процесса в различных звеньях системы, фактические затраты времени на все формы и виды занятий физическими упражнениями. Так подсистема физической подготовки в полку по подбору физических упражнений, методов, форм организации занимающихся будет отличаться от подсистемы физической подготовки в военно-учебном заведении.
Та или иная система физической подготовка возникает как необходимое средство разрешения противоречия между объективными требованиями боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих и реальными физическими возможностями призывного контингента, а также личного состава, проходящего военную службу по контракту. Разрешить это противоречие можно лишь путем улучшения физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности военнослужащих. Чем оно глубже, тем острее необходимость в создании и функционировании в армии и на флоте соответствующей системы физической подготовки. Потребность вооруженных сил в максимально возможном устранении указанного противоречия выступает, таким образом, основной причиной выделения физической подготовки в одну из составных частей (сторон) процесса боевого совершенствования войск. В свою очередь, требования боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих являются главным системообразующим факторам системы физической подготовки войск. Именно он связывает все относительно самостоятельные составные части физической подготовки в единую систему, соответствующую конкретному этапу развития вооруженных сил.
2. Наличие определенной структуры (строения) — совокупности взаимосвязанных составных частей, при которой выпадение любой из них ведет к распаду всей системы или к резкому нарушению ее целостности. При этом в качестве составных частей системы физической подготовки военнослужащих могут выделяться такие образования, как: подсистемы — относительно самостоятельные части системы, которые наряду с решением задач, стоящих перед всей системой, могут решать и свои специфические задачи; компоненты — составные части той или иной подсистемы; элементы — отдельные звенья компонентов системы.
3. Направленность системы на достижение определенного результата, т.е. необходимость и возможность ее активного функционирования. Функционировать — это значит изменять свое состояние и тем самым воздействовать на различные объекты в соответствии с конкретными функциями, специфическим предназначением. Функции и основное предназначение физической подготовки войск достаточно подробно раскрыты в предыдущих главах учебника.
4. Наличие четких прямых и обратных связей, субординационных и координационных отношений между элементами системы, а также аналогичных связей и отношений с системами высшего порядка. Отношения субординации предполагают иерархическую соподчиненность всех элементов системы физической подготовки друг другу, а отношения координации — их согласованность между собой.
5. Устойчивость системы к внешним воздействиям, сохранение ее целостности до необходимых пределов. Система физической подготовки сохраняет свою целостность до тех пор, пока связи между ее элементами оказываются сильнее, чем их связи с окружающей средой, с системой более высокого порядка. Как только внутренние связи под влиянием тех или иных обстоятельств ослабевают, система физической подготовки перестает существовать как целое, распадается на отдельные части.
Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в соответствии с определенной концепцией— комплексом взглядов на сущность процесса физического совершенствования военнослужащих и управления им; общим замыслом, определяющим возможные пути обеспечения наибольшей эффективности физической подготовки в различных условиях; своеобразной методологией реализации специфических и неспецифических функций физической подготовки, достижения ее конкретных результатов. Истинность той или иной концепции обусловливается глубиной научного познания объективных потребностей армии и флота в обеспечении физической готовности личного состава к боевой деятельности, обоснованностью теоретических представлений о строении и содержании процесса физического совершенствования военнослужащих и управления этим процессом, а также полнотой учета реальных возможностей для ее практического осуществления в воинских частях и подразделениях.
В системе физической подготовки концентрируются специфические отрасли человеческой деятельности, направленные на решение важных общественных задач по обеспечению должной физической готовности военнослужащих к боевой деятельности, а в конечном счете — и высокого уровня боеспособности армии и флота. Поэтому, опираясь на научное понимание человеческой деятельности, ей можно дать следующее наиболее общее определение: система физической подготовки войск — это совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих концептуальные основы, процесс физического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом в интересах достижения запланированного результата по обеспечению физической готовности военнослужащих. В данном определении системы физической подготовки находят свое отражение объективный системообразующий фактор, а также сущность физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск.