Условия организации урока в форме лекции

1. Если учебный материал является сложным для са-мостоятелыного изучения.

2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключитель­ные для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

6. Применение математических знаний для решения практических задач.

При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необ­ходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.

Проблемная ситуация возникает в результате целена­правленной деятельности учителя.

Способы создания проблемной ситуации:

• постановка перед учащимися теоретической про­блемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений вфактах, доказательствах, полученных на основе наблюде­ний или в результате измерения;

• создание проблемы путем анализа и обобщения ос­военных ранее знаний и умений;

• возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.

а) учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику идоступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения;

б) учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответ­ственно в тетрадях.

Варианты организации работы.

Для каждого учащегося могут быть подготовлены таб­лицы с канвой изложения материала, с пропусками, кото­рые заполняются впроцессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой матери­ал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного заня­тия. Такие таблицы готовят в случае систематизации зна­ний иклассификации понятий.

При изучении материала, где активными методами по­знания становятся аналогия, сравнение, обобщение, уча­щимся накануне урока в качестве одного из видов домаш­него задания предлагается разделить страницу на две час­ти. В левой его части выписываются необходимые опреде­ления, правила, которые будут активно использоваться на уроке. Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя. Происходит перенос известных свойств на новые объекты.

УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС»

Данные уроки активизируют внимание, развивают ана­литические навыки, изменяют мотивацию учения.

Общеизвестны требования к лекции: научность, цело­стность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргу­ментации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.

Лекции-парадоксы практикуются встарших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

Цель- повторение материала, развитие внимания и критического мышления.

Организация урока:строится на основном материале истории дисциплины.

1. Учитель читает лекцию, в содержание которой вклю­чает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания -составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3. Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем.

4. Делают записи в тетради в виде таблицы:

План лекции Ошибки Ответы на вопросы

5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.

6. Один из учеников называет допущенную ошибку,
учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции.

7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отме­ченное утверждение неверно.

8. Обсуждение следующей неточности.

Все работы оцениваются, в том числе и аргументиро­ванность «ошибки».

ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР

Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей ра­боте и ее содержании. В конце некоторых вопросов изла­гается дополнительный материал - это перечень литера­туры, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возмож­ных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспери­ментов.

Лекция-обзор - это первый шаг в реализации препода­вания крупными блоками. Сделанная запись - это опора, многократно повторяемая на первом и последующих уро­ках. Начиная каждое занятие, учащихся необходимо по­просить ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей).

УРОК ВДВОЕМ

Данный урок проводится с гостем - специалистом в ка­кой-то области.

Особенность данных уроков - тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна за­ключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.

Цель:Углубление знаний по определенной теме или

разделу.

Методика проведения:

Диалог учителя и специалиста. Оценивание различных ситуаций из жизни. Заключительная часть урока: свободное общение, от­веты на вопросы.

УРОК-ВСТРЕЧА

Цель- «оживить» современную историю. Приглашенные: те, кто побывал за рубежом или те, кто

собирается.

Варианты проведения.

1. Гость сам, предварительно приготовившись по спе­циальному плану, разработанному совместно с учителем, рассказывает о своих впечатлениях, затем - ответы на во­просы учеников.

2. Учитель представляет гостя, рассказывает о стране, в которой он побывал, а затем ученики задают ему вопросы.

УРОК ВЗАИМОКОНТРОЛЯ

Цель: увлекательный взаимоконтроль изученных зна­ний.

Методика проведения:

Подготовительная работа: за несколько дней до уро­ка все получают листы с вопросами по теме, выносимыми на контроль.

Ход урока.

Класс делится на команды по 5 человек (комплектова­ние на добровольной основе). В команде должны быть ученики разных уровней познавательной активности.

Избирается капитан из учеников 1 уровня.

Проверяется готовность капитанов вести опрос.

Опрос капитанами членов своей группы.

Подведение итогов.

Наши рекомендации