Условия организации урока в форме лекции
1. Если учебный материал является сложным для са-мостоятелыного изучения.
2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
4. Введение в тему.
5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
6. Применение математических знаний для решения практических задач.
При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.
Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.
Способы создания проблемной ситуации:
• постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений вфактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения;
• создание проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;
• возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.
а) учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику идоступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения;
б) учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.
Варианты организации работы.
Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются впроцессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний иклассификации понятий.
При изучении материала, где активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение, учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписываются необходимые определения, правила, которые будут активно использоваться на уроке. Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя. Происходит перенос известных свойств на новые объекты.
УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС»
Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения.
Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.
Лекции-парадоксы практикуются встарших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.
Цель- повторение материала, развитие внимания и критического мышления.
Организация урока:строится на основном материале истории дисциплины.
1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.
2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания -составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.
3. Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем.
4. Делают записи в тетради в виде таблицы:
План лекции | Ошибки | Ответы на вопросы |
5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.
6. Один из учеников называет допущенную ошибку,
учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно.
8. Обсуждение следующей неточности.
Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность «ошибки».
ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР
Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал - это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов.
Лекция-обзор - это первый шаг в реализации преподавания крупными блоками. Сделанная запись - это опора, многократно повторяемая на первом и последующих уроках. Начиная каждое занятие, учащихся необходимо попросить ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей).
УРОК ВДВОЕМ
Данный урок проводится с гостем - специалистом в какой-то области.
Особенность данных уроков - тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.
Цель:Углубление знаний по определенной теме или
разделу.
Методика проведения:
Диалог учителя и специалиста. Оценивание различных ситуаций из жизни. Заключительная часть урока: свободное общение, ответы на вопросы.
УРОК-ВСТРЕЧА
Цель- «оживить» современную историю. Приглашенные: те, кто побывал за рубежом или те, кто
собирается.
Варианты проведения.
1. Гость сам, предварительно приготовившись по специальному плану, разработанному совместно с учителем, рассказывает о своих впечатлениях, затем - ответы на вопросы учеников.
2. Учитель представляет гостя, рассказывает о стране, в которой он побывал, а затем ученики задают ему вопросы.
УРОК ВЗАИМОКОНТРОЛЯ
Цель: увлекательный взаимоконтроль изученных знаний.
Методика проведения:
Подготовительная работа: за несколько дней до урока все получают листы с вопросами по теме, выносимыми на контроль.
Ход урока.
Класс делится на команды по 5 человек (комплектование на добровольной основе). В команде должны быть ученики разных уровней познавательной активности.
Избирается капитан из учеников 1 уровня.
Проверяется готовность капитанов вести опрос.
Опрос капитанами членов своей группы.
Подведение итогов.