Общее представление об учебной игре как о методе обучения
Игровая деятельность выполняет следующие функции: 1 развлекательную, доставляет удовольствие и пробуждает интерес, 2 коммуникативную, помогает осваивать механизм общения, 3 самореализации, выступает полигоном человеческой практики, 4 коррекционную, вносит позитивные изменения в структуру личностных показателей, 5 диагностическую, выявляет отклонения от нормативного поведения, 6 терапевтическую, помогает преодолевать трудности, 7 социализации, включает в систему общественных отношений, 8 ценностную, способствует усвоению единых для всех людей социально - культурных ценностей.
Она выделяет следующие группы учебных игр: 1 сюжетные, 2 ролевые, 3 деловые, 4 имитационные, 5 игры - драматизации, 6 дидактические или образовательные игры.
Деловая игра, как метод обучения, направлен на имитацию макропроцессов, на исследование проблем социального управления. В деловой игре, как правило, отсутствует общая игровая цель, взаимоотношения ролей сведено к минимуму и носят организационный или технический характер. В деловой игре присутствуют не роли определенных людей, а роли - функции, например, экономист, политик, юрист, избиратель, депутат. В ходе деловой игры ее участники реализуют цепочку решений (политических, экономических, юридических), под воздействием которых игровая ситуация изменяется, игроки получают обратную связь и в соответствии с новой информацией действуют дальше. Ярким примером деловой игры являются “игра - выборы”.
Ролевая игра, как метод обучения, направлен на решение проблемы путем исследование различных способов поведения в конкретных ситуациях. Учащиеся вживаются в роли других людей и действуют в их рамках. В ролевой игре учащимся даются обычно незаконченные ситуации и, они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.
Методические рекомендации по организации ролевой игры на учебном занятии:
1 Подготовительная деятельность преподавателя.
Преподаватель выбирает игровую ситуацию, которую будет использовать на учебном занятии, и ее место в учебной деятельности. Содержание игровой ситуации должно соответствовать учебным целям и раскладываться по игровым ролям. Существует множество ситуаций, которые могут послужить материалом для ролевойигры, например, индивидуальные затруднения (общение с навязчивым продавцом), ситуации разрешения конфликта (спор с хозяином квартиры о сроках и размере оплаты), решение специфических вопросов (давать усыновленному ребенку сведения о его биологических родителях).
2 Подготовительная деятельность учащихся.
На учебном занятии преподаватель знакомит учащихся с игровой ситуацией и распределяет игровые роли среди учащихся, можно взять добровольцев, но можно с согласия учащихся назначить исполнителей ролей, все остальные учащиеся являются наблюдателями, которые так же могут получить опережающее учебное задание, фокусирующее внимание учащихся на важнейших аспектах ролевой игры.
3 Проведение ролевой игры.
Учащиеся сами выбирают стиль поведения во время исполнения игровых ролей. Преподаватель вмешивается в ход ролевой игры только если возникают трудности. После ролевой игры, чтобы снять стереотип восприятия учащихся полезно поменяться игровыми ролями и еще раз продемонстрировать игровую ситуацию.
4 Подведение итогов ролевой игры.
Преподаватель организует обсуждение ролевой игры, с точки зрения того, что нового и полезного учащиеся узнали из игровой ситуации и действий исполнителей игровых ролей, обсуждаются возможные решения игровой ситуации.
Ролевая игра является наиболее персонифицированной формой учебной деятельности. Данный метод помогает естественным путем включать в учебную деятельность эмоции учащихся и направлять их в сторону рационального решения ситуации или проблемы. Ролевая игра - один из самых безопасных способов исследования человека, она учит учащихся предвидеть последствия своих решений и действий, быть готовыми к конфликтной ситуации и дает знание преодоления конфликтов и проблем.
Сюжетная или имитационная игра, как метод обучения, направлен на имитацию или моделирование искусственной ситуации в учебных целях. Сюжетная игра фокусируется на ситуациях близких к жизненным. Ее цель - научить действовать правильным и наиболее эффективным образом. Имитационная игра используется для обучения летчиков летать на специальных тренажерах или для обучения вождения на автомобиле будущих водителей на испытательном стенде.
Как и при ролевой или деловой игре имитационная игра позволяет ее участникам, находясь в роли, решат проблему в безопасной обстановке, но отличается результатом, ее итог - выигрыш и овладение необходимым умениями и навыками. Имитационная игра основана на конкурентных отношениях. Компьютер часто является одним из основных средств данной игры.
Преимуществами имитационной игры являются: 1 помогает абстрактные понятия сделать значимыми для учащихся, 2 сразу показывает результат, что облегчает ее анализ, 3 высокая мотивация и активизация учебной деятельности.
Отмечаются и недостатки имитационной игры: 1 большое количество правил, которые следует соблюдать в ходе игры, что существенно ее затрудняет, 2 сложность управления имитационной игрой, 3 данный тип игры упрощают сложные проблемы.
Дидактические игры, интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх - задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Как правило, данные игры не занимают много времени, поэтому их часто называют игровыми моментами. Примером дидактической игры является игра, созданная авторами образовательной программой “Живое Право”, которая называется “Государство”.