Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
Новый подход к обучению слабослышащих детей, осуществленный Р.М. Боскис, позволил сделать выводы о специализированном обучении с одновременной опорой на слух и речь в их взаимосвязи. Главный признак дифференциации детей с недостатками слуха вособще и категории слабослышащих в частности -речь, уровень ее сформированности как средства общения и орудия мышления. Глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей, развернутое в 30-40 годах НИИ дефектологии АПН под руководством Р.М. Боскис, велось в русле психологической концепции аномального развития детей, выдвинутой Л.С. Выготстским.
Разработки Р.М.Боскис психолого-педагогическая типология детей с недостатками слуха послужила основой, которая была принята как научное обоснование для построения дифференцированной системы учреждений для глухих, слабослышащих и позднооглохших. Структура школы для сл\сл и позднооглохших детей определилась исходя из принципа дифференцированного подхода к процессу обучения, в основу которого положены не только показатели нарушения слуха, но и особенности речевого развития и познавательной деятельности.
Особая структура школы предусматривает два отделения, в которые зачисляются дети в зависимости от уровня речевого развития.
В 1-м отделении обучаются дети, обладающие относительно развитой речью, в которой можно отметить лишь некоторые недостатки.
Во 2-м отделении обучаются дети с глубоко неразвитой речью, с искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным оформлением связанных высказываний.
Для детей, не подготовленных к школьному обучению, а так же ля детей шестилетнего возраста организуются подготовительные классы.
Наличие у позднооглохших сформировавшейся речи обусловливает возможность их объединения для специального обучения со слабослышащими детьми с относительно развитой речью (1-е отд).
Следование принципу дифференцированного подхода определило необходимость включения в структуру школы классов для детей со сложным дефектам - дети, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственную отсталость, тугоухость и ЗПР, тугоухость и нарушения опорно-двигательного аппарата.
Содержание обучения отражено в структуре учебных планов, в которых 1-е и 2-е отделения имеют по 2 варианта.
1-е отделение(полное среднее образование и сдача экзаменов на аттестат):
1 вариант 2 вариан
1-4 класс (1 ступень) 1-5 класс (1 ступень)
5-10 класс (2 ступень) 6-10 класс (2 ступень)
11-12 класс (3 ступень) 11-12 класс (3 ступень)
2-е отделение (общее среднее образование и свидетельство об образовании):
1 вариант 2 вариант
подготов. класс (1 ступень) подготов. класс (1 ступень)
1-4 класс (2 ступень) 1-6 класс (2 ступень)
5-10 класс (3 ступень) 7-12 класс (3 ступень)
11.-12 класс (4 ступень)
Вариативное преобразование структуры школьного образования, включение 2 вариантов учебных планов и программ по каждому отделению, отличающихся не только разным соотношением продолжительности обучения, но и разными уровнями общеобразовательной подготовки, позволяет педагогическим коллективам сделать выбор, соответствующий индивидуальным особенностям учащихся.
Две группы задач:
1) процесс преследует реализацию задач пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей, готовит их к осознанному овладению системой школьных знаний, умений, навыков.
2) Это учебный процесс, в том понимании, которое свойственно обучению школьников вообще, т.е. планомерное, целенаправленное обучение основам наук, овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни, для любой
сферы |рудовой деятельности.
Дидактические принципы обучения:
Наиболее основательно дидактические требования применительно к педагогическому процессу во 2-м отделении школы сл/сл были разработаны К.В.Комаровым и К.Г.Коровиным.
- Принцип учета социальных факторов в формировании личности сл/сл школьника.
- Специальная система обучения сл/сл детей языку - важнейшее средство преодоления нарушенного хода их развития.
- Принцип обучения основам наук в единстве с усвоением родного языка как средства общения.
- Принцип максимального обогащения речевой практики
- Принцип активизации разных видов деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.
- Принцип компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы сл/сл детей.
- Принцип единства практического овладения системой научных знаний и обучения основам наук. Система методов, используемая в школе сл/сл, включает несколько подсистем:
- методы формирования речи и обучения языку как предмет)' школьного образования,
- методу обучения основам наук,
- метода развития и использования слухового восприятия.
В условиях речевого недоразвития, несформированности отвлеченного мышления усвоение и закрепление знаний, умений, связано со значительными трудностями. Эти трудности преодолеваются за счет комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Общедидактические методы - объяснение, беседа, демонстрация, практические задания, упражнения, работа с книгой и др.
Специфические средства - дактилологию (вспомогательное средство), ЗУА, индивидуальные СА, приспособления для облегчения формирования и коррекции произношения (шпатель, зонды). Массовые средства письменная речь, ЧТЕНИЕ.
Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, способствующие формированию представлений и понятий. К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.
Педагогическая характеристика системы обучения языку:
Обучение языку в школе слабослышащих предусматривает формирование у учащихся полноценного средства общения, орудия познания (мышления). Обучение сл/сл языку осуществляется в коммуникативной системе, которая обеспечивает усвоение языка в процессе его практического употребления в целях общения, приобретения знаний об окружающем мире. Система специального обучения языку опирается на действие наиболее общих закономерностей, которые свойственны развитию речи в норме: поэтапность в овладении языковым материалом и речевыми навыками, развитие речи в связи с различными видами деятельности, последовательность в усвоении функциона1ьно- стилистических типов речи, .постепенный переход от наглядно-ситуатийных к отвлеченно-контекстным формам общения, от понимания речи к ее продуцированию. Для того, чтобы эти закономерности получили наиболее полное выражение в ходе специально организованного обучения языку, в системе занятий предусмртренно создание соответствующих условий и использование разнообразных дидактических средств. Отбор и систематизация речевого материала, создание наглядных ситуаций в ходе учебной, игровой и трудовой деятельности, побуждающих детей к общению. ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК ДИФФЕРИНЦИАЦИИ ДЕТЕЙ - РЕЧЬ, УРОВЕНЬ ЕЕ СФОРМЙРОВАННОСТИ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И ОРУДИЯ МЫШЛЕНИЯ.
Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
В педагогике значительное место отводится труду. Значимость труда очень велика в развитии человека. В сурдопедагогике значимость труда была велика еще дореволюционное время. В училищах для глухих был введен спец.предмет ТРУД. Цель - подготовка глухих к самостоятельной трудовой деятельности. Труд в училище носил ремесленнеческии характер. После революции труд в программах обучения приобрел категориально нравственное значение. В 30-60 гг 20 века наука вела поиске системы трудового обучения, которая стала бы принципиально новой и национально значимой. 1 разработанная система трудового обучения. 30 гг. Предполагает раннюю профориентацию. В 1959 г разработана новая система, в которой делается упор на общетехническую подготовку. В 1973 г разработан новый вариант системы, который ставит перед собой задачи улучшения качества трудовой обучения и воспитания, а так же выработку потребности трудится у детей.
Задачи трудового обучения:
1) Воспитание честного отношения к труду.
2) Развитие потребностей в труде.
3) Расширение и закрепление умений. Знания глухих достаточно формальны и только их применение на практике в труде обеспечивает их расширение.
4) Коррекция недостатков физического развития. Участие в трудовой деятельности помогает преодолеть глухим недостаточную быстроту, ловкость, скоординированность движений ит.д. •
5) Нравственное воспитание в труде.
6) Подготовка к самостоятельной трудовой деятельности (проориентация, профподготовка).
7) Развитие речи учащихся в процессе трудовой деятельности.
Проблемой трудовой деятельности занимались: Дьячков, Новоселов, Гузова, Пенин.