Особенности содержания по И.П.Волкову
Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
По Г.С.Альтшуллеру
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: О компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальное™, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схемы, использования пневмои гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.
Рис. 18 Алгоритм организации и проведения КТД
По И.П.Иванову
Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности. Его содержание -забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения КТД (рис. 18) состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность.
Особенности методики
Общие черты рассматриваемых технологий:
- Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.
- Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.
- Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.
- Игровые методики.
- Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Возрастные этапы технологии
Начальная школа:
- игровые формы творческой деятельности;
- знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;
- освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);
- обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;
- формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено:
- техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.);
- участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;
- изобразительное творчество. Старшая ступень:
- выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;
- исследовательские работы;
- литературные, художественные и музыкальные сочинения.
По ИЛ.Волкову
Уроки творчествадля младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.
В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке(изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).
В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. Втворческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической — проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.
По Г.С.Алътшуллеру
В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.
К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основной принцип и правило этого метода — категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.
Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.
По И.П.Иванову
Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.
Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.
Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.
Оценивание
Оценивание результатов творчества:похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.
В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.
Примечание.В литературе имеется немало примеров технологий частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всего системы музыкально-творческого образования- Д.Б Кабалевского, В В Кирюшина, художественного воспитания- Б.М.Иеменского, формирования литературного творчества- ВА.Левина, театрального творчества- ЕЮ Сазонова и др.
В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. МодельДж. Швабаделает акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук, модельДж. Зухмана- на обучении сбору данных и построении гипотез.
В основе модели «Синектика»лежит ряд представлений об иррациональной природе творческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).
Литература
1 Альтов Г. И тут появился изобретатель. - 2-е изд. - М., 1987.
2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.
3. Ллътшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов, 1961.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
5. Альтшуллер Г.С, Селюцкип Л.Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Каре лия, 1980.
6. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986.
7. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.. 1975.
8. Воробей Ю.Д. Дидактика художественного творчества. - М., 1984.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
10. Глюцер В.И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М , 1964.
11. Голъдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.
12. Грибов ЮЛ. Психолого-педагогические условия развития творческого вы ражения учащихся и учителей / / Вопросы психологии. -1989. - №?2.
13. Ефимов B.C. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления. - М.: Интерпракс, 1994.
14. Иванов Г.И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1992.
16. Кабалевский J.E. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.
17. Киртшип В.В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М., 1992
18. К.ырин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
19. Кплояина П.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. - М., 1983.
20. Кругликов Г.И.. Симоиенко B.J.. Цырлин М.Д. Основы технического творчества. - М., Народное образование, 1996.
21. Кудрявцева Т.В. Психология технического мышления. - М., 1975.
22. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.
23. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1983.
24. Левин В.А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1977.
25. Левин В.А Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994. 26 Лук А.Н Психология творчества. - М.. Наука, 1979.
27. Майданов Л.С. Процесс научного творчества. - М., 1983
28. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках (методы нужно проверять). -М., 1984.
29. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / / Педагогика. - 1996. - №3
30. Неменский Б.У1. Мудрость красоты. - М., 1986.
31. Петрович Я., Цуриков В. Путь к изобретению. - М., 1986.
32. Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982.
33. Пономарев Я.Л. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1976.
34. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A.M. Матюшина. - М.: Педагогика, 1991.
35. Разумовкский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М., 1975.
36. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.
37. Сазонов Е.Ю. Город мастеров /V Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987.
38. Саламатов Ю. Как стать изобретателем. - М.: Просвещение, 1990.
39. Селевко Г.К. Развивать интерес к рационализации и изобретательству // Вечерняя средняя школа. -1961. - №4.
40. Селевко Г.К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа. -1962. - №2.
41. Селевко Г.К. формирование творческого мышления // Сборник тезисов на учно-практической конференции. - Омск, 1986.
42. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988.
43. Эсаулов А.Ф. Проблема решения задач в науке и технике. - Л., 1979.