Понятие успеваемости студентов в высшей школе
Российской высшей школе досталась в наследство система оценки знаний и умений студентов, которая сформировалась еще в советское время. В этой системе проверка и оценивание знаний студента происходит два раза в год во время зачетно-экзаменационных сессий. При этом формально пятибалльная, а фактически трехбалльная («отлично». «хорошо, «удовлетворительно» ) традиционная система оценивания не в состоянии объективно оценить реальные учебные достижения студента. Кроме того, эта система никоим образом не побуждает студента к активной работе в межсессионный период. Именно поэтому в рамках проводимой реформы высшего образования много внимания уделено разработке такой системы оценивания, которая, с одной стороны, была бы свободна от недостатков старой, пятибалльной системы и отвечала нынешним реалиям, а, с другой стороны, могла быть признана европейским образовательным сообществом, в которое мы хотим войти, как система, удовлетворяющая соответствующим европейским стандартам. К таким системам относится балльно-рейтинговая система оценивания знаний. В настоящее время балльно-рейтинговая система используется во многих вузах страны [2].
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов – это система организации учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале [5].
Цель рейтинговой системы оценки успеваемости – комплексная оценка качества работы студентов при освоении ими содержания основных образовательных программ [17].
Задачи рейтинговой системы оценки успеваемости студентов:
- повышение уровня организации учебного процесса, через интенсификацию текущей работы студента в семестре,
- активизация работы профессорско-преподавательского состава по обновлению, совершенствованию содержания и методов обучения,
- стимулирование самостоятельной работы студентов,
- усиление контроля за освоением студентами ООП и учебной дисциплиной,
- усиление обратной связи студент ↔ преподаватель.
Принципы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов:
- неизменность требований, предъявляемых к работе студентов,
- регулярность оценки результатов работы студентов в ходе текущего контроля через выставление рейтинговых баллов,
- открытость результатов текущей успеваемости студентов для окружающих,
- строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом [17].
Оценка качества учебной работы студента по рейтинговой системе является накопительной и используется для управления образовательным процессом.
При рейтинговой системе оценки успеваемости студентов преподаватель устанавливает перечень обязательных видов работы студента по дисциплине, оцениваемых в баллах [13].
Основные понятия:
Текущий контроль – контроль за всеми видами аудиторной и внеаудиторной работы студентов по данному дисциплинарному модулю, результаты которой оцениваются до рубежного контроля.
Рубежный контроль – проверка полноты знаний и умений по материалу модуля в целом.
Итоговый контроль – форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре.
Рейтинг –интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплинам.
Промежуточный рейтинг – сумма баллов, набранных студентом за всю работу в течение семестра (не включая итоговый контроль).
Итоговый рейтинг –сумма баллов, набранных студентом за всю работу в течение семестра (включая итоговый контроль).
Рейтинг-план дисциплины – методическая разработка процесса освоения дисциплины с разбивкой на модули [12].
Анализ современных балльно - рейтинговых систем обучения, подтвердил высокую эффективность рейтинговой технологии. С ее помощью удается стимулировать учебную деятельность, максимально интенсифицировать и активизировать самостоятельную работу студентов по каждой дисциплине, создать основу для дифференциации обучения, повысить уровень состязательности и здоровой конкуренции. Балльно-рейтинговую систему характеризуют гласность, демократизм, диалоговые равнопартнерские отношения, сотрудничество преподавателя и студентов, придавая новое качество воспитательной работе. Ее отличает высокий уровень технологичности, четкость структуры, строгий порядок исполнения.
В то же время, известные в настоящее время балльно - рейтинговые системы обучения имеют ряд недостатков, основными из которых являются следующие: их конструирование и внедрение в учебный процесс предполагает серьезную предварительную техническую работу, требует больших затрат сил и времени разработчика; применяемые методики перевода суммарного рейтингового балла в оценку достаточно субъективны, поскольку основаны на произвольном присвоении результатам учебной деятельности тех или иных числовых показателей их измерения; не решена полностью проблема их психологической комфортности – в некоторых случаях возникают трудности в личных взаимоотношениях студентов в процессе их учебной деятельности, ряд из них испытывает определенный дискомфорт, будучи вынужденными, действовать в рамках постоянного контроля и ранжирования [21].