Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся
1. Прочитайте то, что писал о воспитанных людях А.П. Чехов. Какие характеристики для вас являются определяющими? Что Вы могли бы добавить?
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня.
5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь…
6. Они не суетны…
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его.
8. Они воспитывают в себе эстетику.»
2. К. Д. Ушинский в юности наметил для себя следующие правила. Внимательно их прочитайте и попробуйте объяснить, что, на ваш взгляд, вкладывал педагог в эти формулировки:
1) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживаться только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживаться.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10) Никому не показывать этого журнала.
Попробуйте «реконструировать» психологический портрет молодого К. Д. Ушинского, исходя из выдвинутых им правил.
3. Приведите примеры педагогических ситуаций, в которых педагог может опираться на следующие факторы, стимулирующие самовоспитание ребенка:
а) требования окружающих;
б) притязания ученика на повышение статуса в группе;
в) потребность в признании окружающих;
г) пример;
д) проектирование своего будущего;
е) критика окружающих;
ж) рефлексия.
4. В ходе педагогического практикума постарайтесь путем наблюдения, анкетирования и т. д. выявить круг интересов детей. Подумайте, как использовать полученные данные при планировании воспитательного процесса в классе.
5. Приведите примеры, раскрывающие следующие закономерности воспитания:
– эффективность воспитания обусловлена активностью воспитанника, включенностью его в самовоспитание;
– воспитание обусловлено культурой общества.
6. Объясните, почему противоречие между реальными возможностями воспитанника и требованиями, предъявляемыми к нему обществом, родителями, школой, является движущей силой воспитания.
7. Прокомментируйте высказывания Э. Эриксона. Согласны ли вы с его позицией?
Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях подростка занимает его интерес к мыслям других людей. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
8.Социальная адаптация – это зло или благо для человека? Сформулируйте свою позицию, используя следующую информацию.
Общество ставит перед человеком социальную адаптацию как цель идеологически оправданную, освященную, как смысл жизни человека (служение классу, церкви и т. д.), а отдельный человек, даже если он не разделяет или не полностью разделяет эту идеологию, ставит перед собой ту же цель как цель реалистическую, оправданную прагматическими интересами, иначе говоря, как цель социального выживания и, по возможности, преуспевания.
Милитарев В. Ю. и др. Мифы педагогического сознания // Культура и традиции образования: Ежегодник.– М., 1993.– С. 74–75.
9. К традиционным источникам авторитарно-подавляющего поведения педагогов относятся:
– иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;
– собственный опыт воспитателя, в процессе которого от родителей и педагогов посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов;
– кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе;
– попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;
– охотное подчинение некоторых учащихся из страха перед учителем;
– существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;
– ожидания авторитарного ролевого поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей;
– естественное превосходство педагога над учащимися в «знаниях, опыте, физической силе».
Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии.– М., 1994.– С. 72.
Как вы думаете, в чем причины «живучести» авторитарной модели воспитания?
10. Как можно преодолеть в воспитании иерархичность, несимметричность общения ребенка и взрослого?
Общение в группе равных (прежде всего – сверстников) дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми – иерархическое, несимметричное (снизу вверх), во многом неравноправное,– критичность к мнениям, словам и поступкам людей. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать.
…Мы привыкли считать, что дети, общаясь с детьми, ребячатся, дурачатся, ведут себя несерьезно. А оказывается, что, ребячась, они обретают большую самостоятельность и независимость, чем в «серьезном» общении со взрослыми.
Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе?– М., 1985.– С. 27.
Тема 7. Содержание воспитательного процесса.
1. А. С. Макаренко писал, что труд сам по себе является нейтральным процессом, если он не связан с воспитанием. Как вы относитесь к такому утверждению? Из приведенных суждений выберите то, которое соответствует вашему пониманию этого вопроса.
- Труд вовсе не оказывает влияния на нравственное становление человека. Ведь одну и ту же работу могут выполнять разные люди, а образ мыслей и нравственные устремления у них разные.
- А. С. Макаренко убедительно показал, что труд без идущего рядом образования, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд в качестве воспитательного средства возможен только как часть общей системы.
- Вряд ли можно согласиться с А. С. Макаренко. Человек трудится потому, что ему надо есть, одеваться, строить жилище и т. п. Эта потребность и является движущей силой трудовой деятельности. Она независима от нравственной позиции конкретного человека.
- Труд всегда оказывал благотворное влияние на человека. Но это зависит от характера труда. Творческий труд возвышает человека, делает его нравственно богаче. Неинтересный, рутинный труд может лишь разрушить личность.
2.Вставьте в определение понятия недостающие слова.
Экологическое воспитание – … взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие у подрастающего поколения экологической …, включающей в себя … о природе и гуманное, ответственное … к ней как к национальной и общечеловеческой…
3.Вставьте пропущенные слова:
А. …представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.
Б. Изучением традиционной культуры воспитания этнической общности занимается…
4.Как вы объясните возникновение этнических стереотипов? Как этнические стереотипы могут помешать межнациональному общению? В чем их польза?
Этническим стереотипом называются относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Например, для немцев «типичный русский» «сердечный, открытый в общении, веселый, гостеприимный», а также «пассивный, ленивый, гордый, любит выпить».
Грушевицкая Т. Г. и др. Основы межкультурной коммуникации.– М., 2003.– С.325.
5. Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы:
а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,– мотивами, убеждениями, планами.
Какие критерии первого и второго типа вы предложили бы для оценки эстетической воспитанности подростков?
Внешние критерии | Внутренние критерии |
1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ | 1. _________________________ 2. _________________________ 3. _________________________ |
6. Рассмотрите данную ситуацию с позиций уровня нравственной воспитанности учащихся. Определите альтернативные направления деятельности педагога в сложившейся ситуации.
- Педагог в присутствии ученицы и ее родителей откровенно выражает свой гнев, крайнее неудовлетворение поведением воспитанницы, обвиняя родителей в том, что они воспитывают эгоиста, циничного человека.
- Воспитатель, узнав о том, что девочка дома, возвращается к своим питомцам, рассказывает им о благополучном исходе и предлагает подняться в квартиру девочки, провести там собрание, на котором и обсудить ее поведение.
- Учительница успокоила ребят и предложила завтра обсудить поведение девочки на классном собрании. Такое собрание состоялось.
- Через два дня классный руководитель провела собрание родителей класса, на котором и был рассмотрен вопрос о поведении девочки, о благодушном отношении к этому родителей.
- Свой вариант ответа.
7. В тексте В. А. Сухомлинского аргументация не развернута. Попробуйте выдвинуть доказательства справедливости мысли педагога и запишите их тезисно.
Кладбище – человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похоронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище – страж человеческой совести.
8. Следующие три отрывка посвящены эстетическому воспитанию. Как вы думаете, что в них общего? Сформулируйте соответствующий этой идее педагогический принцип.
А. Очень больно видеть, как педагоги, не придавая никакого значения среде обитания ребенка, невольно унижают его достоинство, убивают возможность чувствовать себя уважаемым человеком, и все еще приходится доказывать, что между универсальной алюминиевой ложкой, предлагаемой на все блюда в школьной столовой, и двойкой в учебном классе существует связь, что костюм учителя вносит свой корректив в атмосферу урока и что интерьер класса – это материализованное отношение педагогов к познанию, науке и человеку как мыслителю.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.
Б. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения
В. А. Сухомлинский.
В. Эстетическое воспитание в традиционном представлении – это пропаганда предпочтительных образцов за счет сокращения диапазона выбора художественной продукции с тем, чтобы все, как один, читали, слушали и смотрели только то, что надо, и чтобы этому «что надо» ничего по возможности не мешало.
На самом же деле, уровень культуры определяется вовсе не правильным ответом на вопрос: «Хорошее или плохое произведение “Война и мир”?», а способностью культивировать в себе восприимчивость к самым разным процессам и формам художественной культуры, в том числе и в международном, общемировом плане. В этом смысле одинаково нецивилизованным оказывается и юный гражданин, увлекающийся только последней сенсацией отечественного или мирового рока, и увенчанный лаврами писатель, который не приемлет никого, кроме протопопа Аввакума, Льва Толстого и самого себя.
Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура – традиции – образование.– М., 1990.– С. 149.
9. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:
Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.
НЕДОСТОЙНО добывать свое благополучие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения другого человека...
НЕДОСТОЙНО пользоваться результатами труда других людей, прятаться за чужую спину...
НЕДОСТОЙНО быть боязливым, проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать...
НЕДОСТОЙНО давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа...
НЕДОСТОЙНО молчать, когда твое слово – это честность, благородство и мужество, а молчание – малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание – честность, благородство и мужество, а слово – малодушие, подлость и даже предательство...
НЕДОСТОЙНО настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо...
НЕДОСТОЙНО легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания...
НЕДОСТОЙНА чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку, быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине.
НЕДОСТОЙНО пьянство и чревоугодие...
Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский пишет не о том, что любит «нравственно порядочный, духовно красивый человек», а о том, что он презирает?
10.Попробуйте подтвердить тезис автора примерами культурных заимствований.
Культуры взаимозависимы. В ходе истории возникло огромное количество культурных заимствований и взаимопроникновений… Если бы такая взаимозависимость признавалась более широко, мы, возможно, сумели бы преодолеть ограниченность наших установок, порожденную нашей специфической культурой и убедились бы в том, что другие культуры могут иметь не меньше достоинств.
Клайнберг О. Культура и культуры // Курьер ЮНЕСКО.– 1982.– VIII.– С. 15–16.
11. Проанализируйте данное ниже высказывание.
Если истребить в нации личностные начала, которые вненациональны, являются историческими началами человека как такового, не зависимо от его этнической принадлежности, то лучшие черты нации исчезнут. А между тем это основа любой духовности, ибо ее суть в том, что выше родины всегда стоит истина (это, кстати, христианская заповедь); лишь личность способна – превыше всего – искать ее и в последней прямоте высказывать.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 461–462.
Согласны ли вы с позицией философа? Почему? Можно ли возразить М. К. Мамардашвили? Приведите свои аргументы.
12. Из художественной и педагогической литературы или из своего личного опыта подберите и запишите три-четыре педагогические ситуации, которые были направлены на решение определенных задач нравственного воспитания.
13. Обоснуйте связь культуры учителя и ученика и проблемы формирования веротерпимости, толерантности. Какие психологические «следы» в сознании и поведении ученика возникают в связи с теми или иными речевыми действиями педагога? Оформите это в виде таблицы:
Учитель | Ученик |
1. Ограничивает свободу выражения мнений: «Рано еще иметь свои взгляды!». 2. … | 1. Понимает, что есть «право сильного». 2. … |