Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения
…Известно, что построение любой системы возможно только в том случае, если достаточно четко определяется такой обязательный ее компонент, как цель, для достижения которой создается соответствующая система. Причем чем сложнее система, чем более вероятностный характер носят ее составляющие компоненты, тем более четко, более полно должно быть определено и то, во имя чего и для чего разрабатывается определенная система. Это требование в полной мере относится к любым системам, направленным на развитие человека.
Целью системы, о которой здесь идет речь, выступает субъект деятельности и поведения. Не претендуя на то, что наш подход к определению субъекта является всеобъемлющим и единственно возможным, мы не могли вести экспериментальную работу без подобного определения.
…под субъектом той или иной деятельности следует понимать человека, который имеет достаточно устойчивую возможность ставить и формулировать личностно значимые и социально правомерные цели, к которым можно прийти в результате данной деятельности. Очень важным показателем субъектности является стремление и возможность делать прогноз тех результатов, которые будут достигаться на отдельных этапах и в итоге совершаемой деятельности. Не менее значимым показателем выступает и такой, как определение путей и способов деятельности, реализация которых обеспечит достижение поставленных целей. Конечно, основной, решающий показатель становления субъекта деятельности - это активность и успешность осуществления реальной деятельности. При этом, бесспорно, важно, чтобы субъект деятельности достаточно полно, четко осознавал изменения, происходящие с предметом деятельности и с самим действующим субъектом. Весьма важно также критически оценивать степень соответствия данных изменений поставленным целям, своевременно вносить необходимые коррективы в совершаемую деятельность и правильно оценивать их эффективность для успешного продвижения к поставленной цели.
Все перечисленные выше проявления, определяющие субъекта, должны носить не ситуативный, эпизодический характер, а выступать как достаточно устойчивое свойство личности человека.
На протяжении всей предшествующей истории человечества задача общества- при любой образовательной системе состояла в том, чтобы обеспечить передачу и присвоение очередным поколением накопленного в процессе исторического развития социального опыта. Эта задача сохраняется и в наши дни и выступает в качестве общего, или первого, требования к той системе, о которой идет речь в данном издании.
Однако в современных условиях формирование и развитие субъекта деятельности я поведении будет протекать весьма различно в зависимости от того, насколько правильно и полно определяется структура социального опыта, и, особенно, насколько верно выделяются именно те его компоненты, передача которых приобретает первостепенное значение.
Раскрывая смысл данного требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, важно иметь в виду, что в структуру социального опыта входят не только продукты деятельности, те материальные и духовные ценности, которые созданы человечеством, но и опыт осуществления самих деятельностей. Именно это требование было положено в основу целого ряда экспериментальных исследований, первоначально направленных на формирование умственных действий, а затем и учебной деятельности в целом.
Авторский коллектив данного сборника обратил внимание на возможность целенаправленного формирования таких процессов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование. Эти мыслительные процессы формировались в экспериментальном обучении как вполне определенные умственные действия, целенаправленное овладение которыми достигалось за счет реализации положений, предполагавших:
- формирование общих умственных действий на основе конкретных;
- единство фактического выполнения умственного действия и
его вербального выражения;
- обучение самостоятельности в осуществлении действия на
основе подражательности;
- постепенный переход от алгоритмических к эвристическим
действиям за счет расширения области поиска решения, сокращения длины шага;
- единство в усвоении знаний и умственных действий, при котором знания выступают не только и не столько как цель, сколько как
средство формирования операционных структур.
Проведенные исследования показали, что овладение анализом, синтезом, сравнением и т.п. как общими умственными действиями способствует формированию обучаемых как субъектов умственной деятельности, поскольку достигнутый уровень этой деятельности становится менее зависимым от определенной ситуации и содержания…
Предметом специального исследования явилось изучение учебной деятельности как одного из компонентов социального опыта. При этом было обращено внимание на то, что реально возможно формировать учебную деятельность на различных уровнях обобщения. Овладение учебной деятельностью на наиболее высоком уровне позволяет выйти за рамки конкретного содержания, преодолеть зависимость от него, получить возможность постепенно становится субъектом данной деятельности…
Таким образом, второе требование к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения заключается в том, что в процессе овладения социальным опытом первостепенное значение приобретает овладение опытом осуществления различных видов деятельности, определенными программами поведения и, в первую очередь, речь, должна идти об овладении учебной деятельностью, поскольку ставится задача формирования и развития младшего школьника как ее субъекта.
Как вытекает их самого определения субъекта деятельности и поведения, в итоге педагогических взаимодействий должны быть сформированы устойчивые свойства личности. Очевидно, что по отношению к младшему школьнику говорить о какой-либо завершенности подобного процесса не приходится. Однако это не означает невозможности первых шагов в этом направлении, тем более, что именно в этом возрасте совершается постепенный переход от объекта педагогического воздействия к субъекту деятельности и поведения.
Изучая структуру и динамику развития нравственных убеждений, мы имели возможность определить, как зарождается и развивается нравственная самостоятельность личности. Действительно, если оказываются сформированными и принятыми личностью те или другие нравственные нормы, то человек приобретает определенную устойчивость в поведении. В этом случае все его действия оказываются не вынужденными, а естественными. Поведение, соответствующее нравственным убеждениям, можно предвидеть. Оно выступает действительным показателем появления определенной нравственной самостоятельности как развивающегося свойства личности. Проведенные исследования показали, что успешность формирования особенностей, отличающих субъекта деятельности и поведения, требует длительного педагогического воздействия, характер которого в процессе обучения должен меняться, чтобы обеспечить постепенный переход от объекта педагогического воздействия к субъекту деятельности.
Возможность перехода от объекта педагогического воздействия к субъекту-деятельности и поведения обеспечивается за счет формирования умственной и нравственной самостоятельности, а также за счет развития кодирования, прогнозирования и переноса как познавательных способностей, процесс становления которых совершается достаточно интенсивно с началом систематического школьного обучения.
Это положение выступает как следующее, третье, требование к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения…
Четвертым требованием к системе формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения является единство психолого-педагогических условий умственного и нравственного развития младших школьников.
Во второй половине XX века все более широкое распространение получила идея непрерывного образования. Очевидно, причиной возникновения подобной идеи являются все более высокие темпы развития человеческого общества. (Отметим, что главная причина особого внимания к такому компоненту социального опыта, как опыт различных видов деятельности и, в частности учебной деятельности, заключается в том, что она стала ведущим видом деятельности не только по отношению к младшему школьному возрасту, но и для более поздних возрастных периодов). Реализация этой идеи оказывается возможной, если каждый этап образования будет рассматриваться не изолированно, а как ступень единого процесса.
Это справедливо и по отношению к начальному этапу обучения. Актуальность и значимость формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения состоит именно в том, чтобы в эти годы сформировать субъективную готовность к последующему самообразованию и самовоспитанию.
И, наконец, пятое требование к системе формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и
нравственного поведения заключается в том, что данная система
должна строиться как ступень единого процесса непрерывного образования.
Сформулированные требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения действительно обеспечивают достижение этой цели.
(Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Сборник научных трудов. СПб., 1995. с. 3-8. Текст дан в сокращении).
Приложение № 3